Художественная культура России на рубеже 19 – 20 веков
Границы : от начала 90 – х гг. 19 века до 1917 г. Определение «серебряный век» ввел С.К. Маковский, основатель и редактор литературного журнала «Аполлон». «Русский духовно-культурный ренессанс» - этот термин определял статус художественной культуры России, в которой есть «серебряное отражение» предыдущих «золотых»времен, и возрождение утраченных реалистическим искусством духовно-религиозных начал.
Расскажите о символизме в русской поэзии.Поясните слово «символ»
Поэты-символисты «первой волны» З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб. поэты-«младосимволисты» А. Белый, А. А. Блок,В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов. Поэтический символизм стал основой развития новой художественной образности, вдохновляя на творческие поиски многих одаренных русских мастеров – музыкантов, живописцев, драматургов.
В литературе акмеизм (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова);футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский);В живописи кубизм, абстракционизм, примитивизм (П. Кончаловский, В. Кандинский, К. Малевич);В музыке неоклассицизм, неофольклоризм, кубофутуризм (С. Прокофьев),
Прославился живописными и графическими произведениями в жанре пейзажа, портрета, книжной иллюстрации. Образ Демона - центральная фигура всего творчества художника, его основная тема. Демон Врубеля – это существо страдающее, страдание превалирует над злом.
«Демон летящий», 1899г
«Демон сидящий», 1890г
«Демон поверженный», 1902г
Творчество Врубеля ярче других отразило противоречия и мучительные метания рубежной эпохи.
«Богатырь», 1898г «Шестикрылый серафим»,1904г
Картины Виктора Борисова-Мусатова Становление художника протекало под влиянием французского импрессионизма. Характерна утонченная , чуть приглушенная красочная гамма, близкая пастели. Образы нарочито отгорожены от реальности, от жизни.Изображения исполнены таинственной символикой, словно пребывают вне времени и пространства.
«Автопортрет с сестрой»
«Водоём», 1902 г.
«Гобелен»
«Крымский дворик в лунную ночь», 1895г. «Мальчик в шляпе», 1895г.
«Осенний мотив», 1901г. «За вышиванием», 1901г.
«Гармония», 1900г. «Девушка на балконе», 1900г.
«Портрет дамы», 1902 г. «Девушка в ожерелье»,1904г.
« На террасе», 1904 г.
«Летняя мелодия», 1905 г.
Почему искусство М. А. Врубеля можно отнести к символизму?Сравните пейзажи В. Э. Борисова-Мусатова с полотнами реалистичной пейзажной живописи В. Д. Поленова, И. И. Левитана.