Принципы образования В Древней Греции и Древнем Риме
Как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке. Как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.
Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. . Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. . Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города
На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста
Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочками , которые назывались стило Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочками , которые назывались стило
Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д.
Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре. Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.
По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - передавало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - передавало по преимуществу цель подготовить члена военной общины.
По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни.
Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей.
Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.
Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний.
В палестрах занимались развитием культуры тела. В палестрах занимались развитием культуры тела.
Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимназии. Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимназии.
В V -IV вв. до н. э. таких гимназий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг В V -IV вв. до н. э. таких гимназий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг
Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18--20-летних юношей в эфебии Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18--20-летних юношей в эфебии
Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания
Римское образование Образование в Древнем Риме преимущественно было домашним. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).
Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э.
В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета.
Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика.
В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно - философию. В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно - философию.