Школьникам необходимо было создать предметы домашнего обихода, как декоративно-прикладное изделие из древесины с художественной обработкой. Школьникам необходимо было создать предметы домашнего обихода, как декоративно-прикладное изделие из древесины с художественной обработкой. При выполнении данной работы учащиеся выпилили из фанеры детали для своих изделий, но что делать дальше, какую художественную обработку выбрать, они не знали. Детям необходимо было решить данную проблему.
Определите основные виды художественной обработки древесины. Определите основные виды художественной обработки древесины. Обоснуйте, какой вид художественной обработки древесины является наиболее простым, и приемлем для выполнения данного задания.
Выберите и изучите информацию о прорезной резьбе, необходимых инструментах и приспособлениях, а так же о приемах работы прорезной резьбы. Выберите и изучите информацию о прорезной резьбе, необходимых инструментах и приспособлениях, а так же о приемах работы прорезной резьбы.
Это – древнейшее ремесло. Это – древнейшее ремесло. В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище резными деревянными изделиями, а дом декоративной резьбой.
Изготовлял игрушки, деревянную посуду и сувениры. Изготовлял игрушки, деревянную посуду и сувениры.
Широкое применение получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, украшали серебром и золотом и расписывали масляными красками (знаменитая хохломская роспись).
При художественной обработке древесины применяли различные виды мозаики: инкрустацию, интарсию, маркетри, красиво украшая ею мебель.
Особое место в художественной обработке изделий из древесины получила ручная резьба по дереву. Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства (которая является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом). Существует много видов резьбы. Среди них наибольшее распространение получили: плосковыемчатая; геометрическая; прорезная.
I. ПЛОСКОВЫЕМЧАТАЯ РЕЗЬБА Характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона.
1. Контурная резьба Самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма. Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров.
2. Скобчатая (ногтевидная) резьба Основным элементом резьбы является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка.
II. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА Также является разновидностью плосковыемчатой резьбы. Это один из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву. Из-за простоты выполнения, во второй половине XVII века в России, она получила наиболее широкое применение. Ее выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрический орнамент, отсюда и её название «геометрическая». Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является: трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные, четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами (рис. 1- 4).
III. ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА С середины XIX века одной из самых распространенных традиций на Руси, была традиция украшать деревянные дома резьбой. Карнизы, оконные и дверные наличники, ставни в деревянных домах любого достатка, покоряли филигранной вязью ручной работы, причудливо сплетавшейся в такие удивительные узоры, что трудно даже вообразить, что они действительно созданы руками человека. До сих пор сохранились и дошли до нас отдельные образцы резьбы по дереву, напоминающей кружевные сплетения.
Современные мастера талантливо продолжают традиции предков. Широко применяя при отделке строений ажурное выпиливание из тонких досок (коньки, карнизы, затейливые наличники на окнах и дверях и т.д.). Современные мастера талантливо продолжают традиции предков. Широко применяя при отделке строений ажурное выпиливание из тонких досок (коньки, карнизы, затейливые наличники на окнах и дверях и т.д.).
Много красивых изделий можно изготовить из фанеры и украсить их пропильной резьбой: мебель, кухонные принадлежности, подсвечники, полочки, шкатулки и т.д
Прорезная резьба - в ней чаще всего используется плоский орнамент, где сквозные участки прорезаются стамесками и резцами.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ При работе лобзиком необходимо сидеть так, чтобы правое плечо находилось против треугольного выреза в выпиловочном столе, а чтобы выбрать правильное положе- ние тела при выпиливании, столик должен располагаться на высоте середины плеча. Фанеру прижимают левой рукой к выпиловочному сто- Лику так, чтобы большой палец с указательным образовы- вал прямой угол, в котором производится движение пилки при пилении. При выпиливании лобзик необходимо держать на одном месте, а фанеру с рисунком надвигать левой рукой на пилку, то есть «пилить на месте», при этом добивайтесь такого положения, чтобы линия пропиливания шла строго по линии (контуру) рисунка. При поворотах движение лобзика должно быть частым и коротким особенно при обратном пропиле в узких проемах внутреннего контура и острых углах, не спеша, поворачивают фанеру, а не лобзик. Для получения четкого пропиливания рисунка и увеличения скорости выполнения работ движение пилки должно производиться на всю ее длину. При заедание пилки в детали, нужно слегка повернуть пилку в сторону и устранить задержку, или же освободить верхний конец пилки и извлечь ее из пропила.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Пользоваться только исправным инструментом. Проверить надежность и правильность закрепления пилочки. Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку. При пилении нельзя наклонять пилку в стороны. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку. Не наклоняться низко над заготовкой. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.
ГЛОССАРИЙ Мозаика – это орнамент или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц. Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Инкрустация – это украшение деревянных изделий врезанием в их поверхность пластинки металла. Слоновой кости и других материалов. Интарсия - вид инкрустации поверхности древесины вставками из древесины других пород и цвета. Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из древесины различных пород. Эксцентрик - приспособление, который применяют для стягивания рамки перед креплением пилки. Выпиловочный столик – приспособление для выпиливания лобзиком. Надфили – напильники очень малых размеров, имеющие различные профили в поперечном сечении.
Перечислите виды художественной обработки древесины? Перечислите виды художественной обработки древесины? Перечислите виды резьбы получившие широкое распространение? В чем особенность плосковыемчатой резьбы? Назовите основные элементы контурной резьбы? Назовите основные элементы скобчатой резьбы? Назовите основные элементы геометрической резьбы? В чем особенность прорезной резьбы? Назовите основной инструмент для прорезной резьбы и пропильной? Как правильно нужно сидеть при работе лобзиком? Что нужно делать если пилочку зажало? Какие можно увеличить производительность работы? Пере числите основные правила техники безопасности?
На выпиленные и отшлифованные детали изделия перенести орнамент через копирку. На выпиленные и отшлифованные детали изделия перенести орнамент через копирку. В вырезаемых контурах просверлить отверстия, для завода пилки лобзика и выпилить контур рисунка. Зачистить выпиленный рисунок надфилем. Собрать изделие с помощью клея.
Т.А. Матвеева Мозаика и резьба по дереву – М., 2006. Т.А. Матвеева Мозаика и резьба по дереву – М., 2006. Виноградов А.Н., Савченко В.А. Художественная обработка дерева - Ростов н/Д: «Феникс» 2008. Технология. Учебник для учащихся 6 класса/Под ред. В. Д. Симоненко – М., 2008.