Эстетика символизмаавтор: Кузнецова Марина, учащаяся 11 класса Андреевской СОШ
Символизм ( франц.Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символ – многозначное иносказание; некий условный знак, соединяющий мир реальный и ирреальныйПример символа: голубь, дерево, свет, дорога.
Искусство ради искусства Символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатленийСимволисты широко использовали мотивы и образы разных культур и эпох Символисты экспериментировали с цветом, светом, звукомсимволисты использовали звукопись для создания своих символов Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха: наполнили его новыми, яркими и выразительными образами;пытались добиться оригинальной формы;уходили в бессмысленную игру слов и звуков
Символизм в зарубежной литературе Главные темы творчества Метерлинка — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории.Пьесу-сказку «Принцесса Мален» критики охарактеризовали как «драматургию молчания, намёков и недомолвок».МорисМетерлинк Поэзия – это то, что наворожила заря, поэт – избранник, который может заглянуть за пелену бытия в миг озарения.Верлен создаёт импрессию, впечатление, ощущение размытости, нечёткости. ПольВерлен АртюрРембо Для Рембо искусство не отражение жизни, а способ жизнетворчества, инструмент, с помощью которого можно изменить мир. «Я пытаюсь превратиться в ясновидца, которому открыта тайна бытия».
Символизм в русской литературе Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся отзвуки разных подземных ключей... ВячеславИвановПоэзия Бальмонта наполнена певучей силой, музыкальным началом.КонстантинБальмонт Лирика Сологуба отличается пессимистическим настроением, повторяющимися фольклорными образами-символами Валерий БрюсовФёдорСологуб Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, мечтающий о прорыве за грани известного.Образ мечты у поэта получает сквозное развитие.
Символизм в музыке АлександрНиколаевичСкрябинМузыка Скрябина очень своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность.Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет. Это связано с поисками возможностей объединения звука и света. В симфоническую поэму «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры.
Символизм в живописи Врубель – мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве.Изображение движения.Присутствие интриги.Молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве Врубеля.МихаилВрубель
Символизм в архитектуре
Символизм и театр Актёры застывали, изображая персонажей известных картин, а потом оживали, чтобы застыть в следующем живописном сюжете, сделав из плоского изображения объемное. Главным в этих «живых картинах» было то, что живое превращалось в неживое, чтобы потом снова ожить. ВсеволодМейерхольд
спасибо за внимание!