Защита информации10 класс(базовый уровень)© Тихова Л.В., МБОУ «Большехаланская СОШ», 2012
Цифровая информация – информация, хранение, передача и обработка которой осуществляется средствами ИКТ.Физическая защита каналов, криптографические шифры, цифровая подпись и сертификатыАнтивирусные программы, брандмауэры, межсетевые экраны, резервное копирование, контроль оборудования
Цель урока: Обучающая – сформировать у учащихся понятия цифровой и защищаемой информации, виды угроз для информации и методы ее защиты, криптографии;Развивающая – способствовать развитию познавательной деятельности учащихся, умению анализировать полученную информацию;Воспитывающая – способствовать формированию недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией.
Задачи урока выяснить, что включают в себя понятие “криптология” и “криптография”;узнать, какие известны способы шифрования;изучить сферы использования шифров;выявить роль языка в криптографииопределить место криптологии в науке.
Защищаемая информация – информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требования правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.
Защита информации – деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.
Криптография - наука о создании безопасных методов связи, о создании стойких (устойчивых к взлому) шифров.
Шифрование (зашифрование) – процесс применения шифра к защищаемой информации, т.е. преобразование защищаемой информации (открытого текста) в шифрованное сообщение (шифртекст, криптограмму) с помощью определенных правил, содержащихся в шифре. Сфера интересов криптоанализа – исследование возможности расшифровывания информации без знания ключей. Дешифрование – процесс, обратный шифрованию, т.е. преобразование шифрованного сообщения в защищаемую информацию с помощью определенных правил, содержащихся в шифре.
Криптосистемы разделяются на симметричные (с секретным ключом) и с открытым ключом. Закрытый ключ – ключ, которым заранее обмениваются два абонента. Открытый ключ (асимметричные алгоритмы) – использование шифровального (открытого) и дешифровального (закрытого) ключа.
Физкультминутка Посмотреть на кончик носа, на счет 1- 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх -вправо – вниз -влево и в обратную сторону: вверх –влево –вниз –вправо. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону.4. И.п. - руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.
Шифрование данныхЦель работы: знакомство с простейшими приемами шифрования и дешифрования текстовой информации
Задание 1Шифр Цезаря. Этот шифр реализует следующие преобразования текста: каждая буква исходного текста заменяется следующей после нее буквой в алфавите, который считается написанным по кругу.
Шифр Виженера. Это шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов исходного текста: 31913191 и т.д. Шифр Виженера. Это шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов исходного текста: 31913191 и т.д. Так например КОМПЬЮТЕР – НПХТЭЖХЁЩ 319319319
Домашнее заданиеПовторить §§5-12 учебникаЗадание №9 к §12. Расшифровать текст BYAJHVFNBRF – K.,BVSQ GHTLVTN DCT[ EXFOBRJD!
ЛитератураСемакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 246 с.: ил.Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина– 3-е изд., испр.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 120 с.: ил.Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 102 с.: ил.