Қазақстан Республикасының бiлiм және ғылым министрлiгi Министерство образования и науки Республики Казахстан Қостанай облысы әкімдігінің білім басқармасы Управление образования акимата Костанайской области Қостанай құрылыс колледжi Костанайский строительный колледж Тема: “Реализация воспитательных задач урока в процессе познавательной деятельности учащихся ” Орындаған оқытушы:Храмей Ирина Сергеевна Выполнил преподаватель : Храмей Ирина Сергеевна Костанай қаласы Город Костанай 2010 г.
Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. Реализация воспитательных целей, воспитательных требований урока – один из важнейших элементов современного обучения. Урок должен быть воспитывающим. Под этим подразумевается: Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей 2. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач. 3. Организация сотрудничества в процессе урока. Цель : совершенствование умения формировать воспитательные цели урока.
При определении воспитательных целей необходимо: а) показывать роль отечественных и зарубежных ученых в развитии информатики и техники б) знакомить с ролью информатики в создании материально-технической базы народного хозяйства в) раскрывать основные достижения и перспективы науки и техники г) развивать трудовые навыки и воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда. Каждый учитель на своем уроке реализует воспитательные цели по-разному, используя для этого различные методы. Остановлюсь подробнее на некоторых методах реализации воспитательных задач, которые я применяю на своих уроках.
Коллективная деятельность на уроке. В своей педагогической деятельности я особое внимание уделяю использованию коллективного обучения учащихся . В этом случае сильная группа учащихся разрабатывает электронное пособие по определенной теме , а другая группа работает по нему, использует его в качестве дополнительной литературы. Такая работа дает большой воспитательный эффект: в ней задействованы все учащиеся, и уже отказаться от ее выполнения кому-либо трудно, так как в случае отказа это может повлиять на отношения между этим учеником и классом. Здесь возникают состязательные моменты, каждый старается выполнить свою часть работы не хуже других. Создаётся благоприятный микроклимат, что дает возможность каждому ученику проявить свое «Я», активно вступить в деятельность и общение, а также воспринимать «Другого» и открывать «Другому» свой внутренний мир. Результатом использования коллективной деятельности являются созданные учащимися электронные пособия по темам «Основы логики», «Постоянный ток» , «Калькулятор», тест по теме»Электрический ток», «Системы счисления».
Мультимедийный урок. Возможности современного компьютера позволяют человеку работать с информацией, которая воспринимается не только зрением, но и слухом, интерактивно. Такой урок предполагает творчество учителя. Но хорошо, когда учитель не только конструирует сам, но и берет в соавторы ученика, для развития его творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В условиях бурного развития техники – это важный этап социализации школьников. Они с гордостью рассказывают родителям, что их работа была продемонстрирована всем на «большом экране» и что их учителя постоянно используют современную технику. Например, при изучении дисциплины «Компьютерная графика»учащиеся выполняют творческие работы в векторном редакторе CorelDraw такие как « Дизайн кухни, спальни, зала» , наиболее удачные работы учащихся я проецирую на экран в качестве образца. Так же создано электронное пособие по теме «Алгебра логика», «Система счисления».
Интегрированные уроки. Информационные технологии обучения дают возможность преподавателю спроектировать обучающую среду. Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. К созданию таких обучающихся сред активно привлекаются ученики. Причем такая работа ведется в рамках сразу двух предметов. Примером являются созданные презентации «Андроновская культура» (Культурология и информатика), «Лестница, без риска для жизни»( строительные материалы и информатика), «Первые писатели казахской литературы»( казахская литература и информатика), «Чертежи планов , разрезов , фасадов и элементов здания» ( черчение и информатика)
Профильная дифференциация, как по уровню, так и по содержанию обучения. Профильное обучение должно обеспечивать социальную адаптацию учащихся к нынешним социально-экономическим условиям в стране, помочь найти им свое место в жизни, дать определенные знания, умения и навыки для реализации профессиональной деятельности. Во-первых: в рамках одной и той же учебной темы в разных профилях предлагаются разные задания. А во-вторых: сама программа скорректирована соответственно профилю. Например, для специальности «Архитектура»- создание презентаций, текстовых документов, проектов зданий в программе ArchiCad, разработка дизайна зданий, комнат в программе CorelDraw; для специальности «ПОВТ и АС»- программирование в различных средах, знание устройства компьютера, умение овладевать современными ПО.
Организация внеклассной деятельности. Во внеурочной работе применяются такие методы, которые в комплексе осуществляют формирование и совершенствование самореализации индивидуальности — это конкурсы-проекты, сетевые игры, подготовка к НОУ. При организации такой внеклассной формы групповой работы подход к обучению может быть только личностно-ориентированным: обучение в малых группах по принципу сотрудничества. Требования к участникам проектов достаточно высоки, к ним можно дополнить и некоторые "правилами хорошего тона", без чего групповая работа, да и еще с партнерами, находящимися на расстоянии, просто невозможна. Прежде всего, это доброжелательность при всех обстоятельствах; обязательность выполнения всех заданий в оговоренные сроки; взаимопомощь в работе. Примером является научно- исследовательская работа с учащимися по темам « Тепловые двигатели» , «Векторный редактор CorelDraw».
Велика и социальная значимость дружественной атмосферы, которая возникает при реализации любого из вышеперечисленных методов. В условиях такой атмосферы ученики начинают понимать, что помощь может приходить к ним из разных источников, и, постепенно овладевая навыками общения со своими сверстниками и старшими, осознавать, что опыт и умения их товарищей и учителей нередко оказываются полезными и нужными всем. Таким образом, создается благоприятная воспитательная среда.