Работая над проектом… Козачок С.А., учитель информатики
Учебный проект с точки зрения обучающегося это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проекты бывают разные… Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельно- сти учащегося Форми- руемая компетентность Практико- ориенти-рованный Решение практиче- ских задач заказчика проекта Учебные пособия, маке-ты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определен- ной учебно- предметной области Деятель-ностная Исследо-вательс-кий проект Доказатель-ство или опроверже-ние какой-либо гипотезы Результат ис- следования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с эксперименти-рованием, логическими мыслительными операциями Мыслит-ельная
Проекты бывают разные… Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельно- сти учащегося Форми- руемая компетентность Информационный проект Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, резуль- таты опросов общественного мнения, обоб-щение высказы-ваний различ-ных авторов по какому-либо во- просу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ран- жированием информации из различных ис- точников; обще- ние с людьми, как источника- ми информации Информационная
Проекты бывают разные… Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельно- сти учащегося Форми- руемая компетентность Творчес-кий проект Привлече- ние интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декора-тивно-приклад-ного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением об- ратной связи от публики Коммуникативная Игровой или роле- вой проект Предостав-ление пуб-лике опыта участия в решении проблемы проекта Мероприятие (игра, состяза- ние, викторина, экскурсия и тому подобное) Деятельность, связанная с групповой ком- муникацией Коммуникативная
Этапы работы над проектом
1. Поисковый Моделирование идеальной (желаемой) ситуации. Анализ реальной ситуации. Определение и анализ проблемы. Анализ имеющейся информации. Определение потребности в информации. Сбор и изучение информации.
2. Аналитический Постановка цели проекта. Определение задач проекта. Анализ рисков. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. Анализ ресурсов. Анализ имеющейся информации. Определение потребности в информации. Сбор и изучение информации.
3. Практический Выполнение плана работ. Текущий контроль.
4. Презентационный Предварительная оценка продукта. Планирование презентации и подготовка презентационных материалов. Презентация продукта.
5. Контрольный Анализ результатов выполнения проекта. Оценка продукта. Оценка продвижения.
Критерии оценки проекта
Разъяснить актуальность и значимость проекта; Определить полезность работы для себя лично и для окружающих; Определить цели проекта, задачи, пути их решения, затраты, оценить риски; Представить готовый продукт. При защите проекта необходимо:
Аргументированность значимости проекта; Четкость и логичность разработки проекта, понимание; Учет рисков; Правильное распределение ролей и участие каждого члена группы в разработке проекта; Четкость представления, правильность речи; Законченность, содержательность, эстетика оформления проекта. При защите проекта:
Критерии оценки выступления: полнота и глубина раскрытия темы, логичность изложения; самостоятельное отношение к излагаемому материалу; умение отстаивать свою точку зрения; умение использовать иллюстративный материал.
Рекомендуемая литература Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты. – М.: Владос ПРЕСС, 2002. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005 Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008. Ступницкая М.А.Творческий потенциал проектной деятельности школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. – М.: Центр «Школьная книга», 2006.