Тема занятия:«Представление целого числа в позиционных системах счисления»
Задачи:показать теоретические знания основных понятий, научиться переводить числа в различные системы счисления.
Вопросы викторины:Что такое система счисления? Правильный ответ: Система счисления — это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков.
Вопросы викторины:Что такое основание системы счисления?Правильный ответ: Основание – это количество цифр используемых системой счисления.
Вопросы викторины:На какие 2 группы делятся системы счисления?Правильный ответ: Позиционная, непозиционная.
Вопросы викторины:Что такое непозиционная система счисления?Правильный ответ: Система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее позиции в записи числа.
Вопросы викторины:Что такое позиционная система счисления?Правильный ответ: Система счисления, в которой значение цифры зависит от ее позиции в записи числа.
Вопросы для викторины:Примеры позиционных систем.Правильный ответ: Десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная...
Вопросы викторины:Каково наименьшее основание для позиционной системы?Правильный ответ: 2 в двоичной системе счисления.
Вопросы викторины:В какой системе счисления используются буквы?Правильный ответ: В шестнадцатеричной системе счисления.
Вопросы викторины:Какая это система?I V X L C D MПравильный ответ: Римская система счисления.
Вопросы викторины:Верно ли утверждение:Число 230 записано в троичной системе счисления? (Ответ объяснить) Правильный ответ: Нет, троичная система счислениясостоит из цифр: 0, 1, 2.
Прочитайте шуточное стихотворение «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления. Ей было 1100 лет.Она в 101 класс ходила.В портфеле по 100 книг носила.Всё это правда, а не бред.Она ловила каждый звукСвоими 10 - ью ушами,И 10 загорелых рукПортфель и поводок держали.Когда пыля 10-ом ног, Она шагала по дороге,За ней всегда бежал щенокС одним хвостом, зато стоногий,И 10 тёмно-синих глазОглядывали мир привычно.Но станет всё совсем обычным,Когда поймёте наш рассказ.
Связь систем счисления
Ей было 12 лет, Она в 5 класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все это правда, а не бред. Она ловила каждый звук Своими двумя ушами, И две загорелые руки Портфель и поводок держали. Когда, пыля двумя ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато четырехногий. И двое темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.
Представим число 67 записанное в десятичной системе счисления в позиционных системах счисления:двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной.
Представим число 6710 в двоичной системе счисления: Ответ: 6710 = 10000112
Представим число 6710 в восьмеричной системе счисления:Ответ: 6710 = 1038
Представим число 6710 в шестнадцатеричной системе счисления:Ответ: 6710 = 4316
Правила перехода Из десятичной системы счисления в позиционные системы счисления:Разделить десятичное число на основание системы счисления. Получится частное и остаток.Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим основания новой системы счисления.Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет записью в новой системы счисления.
Представим число 12310 в шестнадцатеричной системе счисления:Ответ: 12310 = 7В16
Представим число 10000112 в десятичной системе счисления:а0=1Свойство степени Ответ: 10000112=6710
Представим число 1038 в десятичной системе счисления:Ответ: 1038=6710
Представим число 7В16 в десятичной системе счисления:Ответ: 7В16 = 12310
Выполните тест.
Домашнее задание:Конспект; рабочая тетрадь № 13, 14 страница 10,№ 21 страница 14;творческое задание (карточка).
Спасибо за внимание!