Муниципальное образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» "Компьютерная зависимость. Ее причины и последствия" Работу выполнила: ученица 9 класса Приходько Валентина Руководитель: учитель информатики Куц Евгения Александровна
Цель проекта: Понять причины возникновения компьютерной зависимости, принять меры по ее профилактике.
Задачи Ознакомиться с литературой по данной теме; Получить целостное представление о компьютерной зависимости; Изучить причины возникновения компьютерной зависимости; Провести социологическое исследование обучающихся; Принять меры по предотвращению компьютерной зависимости; Сформировать у обучающихся понимание назначения компьютера;
Методы исследования: Анализ литературных данных о компьютерной зависимости. Разработка анкеты о компьютерной зависимости. Проведение анкетирования среди обучающихся школы и их родителей; Систематизация сведений, полученных на основе анкетирования.
«Компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Симптомы психологической зависимости от компьютера раздражение при вынужденном отвлечении; неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером; забывание о домашних делах, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; человек предпочитает есть перед монитором; значительное улучшение настроения от работы за компьютером; нежелание оторваться от работы или игры на компьютере; если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам; пренебрежение домашними делами в пользу компьютера; отказ от общения с друзьями; нарушение зрения; снижение иммунитета; головные боли; повышенная утомляемость; бессонница, боли в спине; туннельный синдром (боли в запястье).
Причины возникновения компьютерной зависимости нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации; нарушение сексуального поведения или сексуальная зависимость; чрезмерная агрессивность; явная неудовлетворенность окружающим миром и невозможность самовыражения, при страхе быть непонятым.
Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре: наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; отсутствие ответственности; реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира; возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток; возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.
Виды компьютерной зависимости Интернет-зависимость Игромания
Группа риска Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее нежелательной она является для подростков 12-15 лет. Причем на одну зависимую девочку приходится девять-десять мальчиков. Связано это с тем, что компьютерные игры в основном рассчитаны на мальчиков, да и кризис подросткового возраста они переживают тяжелее.
Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре: наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; отсутствие ответственности; реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира; возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток; возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.
Стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Стадия легкой увлеченности Стадия увлеченности Стадия зависимости
Факты, которые должны насторожить родителей. ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера; ребенок начал проводить ночи за компьютером; ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером; как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру; ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось); ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался; ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.
Развитие заболевания Психические признаки смешанное чувство радости; раздраженное поведение; утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду; «потеря контроля» над временем; невыполнение обещаний данных самому себе или другим. Физическиепризнаки ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром «сухого глаза»; опорно-двигательного аппарата; пищеварительной системы.
Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков Чётко выделите количество времени для провождения у монитора; В перерывах между играми выполняйте несложные упражнения прогнитесь, потянитесь, походите по комнате или попрыгайте. «Стрелялки» и «бродилки» старайтесь заменять играми, которые развивают логическое мышление; Соблюдайте режим дня, прогуляйтесь на улице, пообщайтесь с друзьями; Если долго сидите у компьютера, время от времени проверяйте своё зрение, делайте упражнения для глаз (см. выше). Если вам неуютно от того, что рядом нет компьютера, вы редко фантазируете, а перед глазами герои компьютерных игр—не стесняйтесь и поговорите об этом с родителями, может быть, необходима помощь психолога.
Вывод По итогам анкетирования, мы выявили, что результаты в нашей школе не утешительны и даже тревожны. По статистике социологов дети младшего школьного возраста(6-10 лет) 80% детей имеют компьютерную зависимость, а в нашей школе она достигает 86%. Следовательно, делаем вывод, что нужно срочно принимать меры: Предложим классным руководителям провести цикл родительских собраний и классных часов по материалам нашего проекта, огласить результаты исследования и распространить рекомендательную памятку для родителей. Совету старшеклассников активизировать работу с младшими школьниками, расширить круг вовлекаемых детей в общественно-полезные дела: тимуровский отряд, вожатская деятельность, волонтеры, организовать игровой клуб.
Частопосещаемые сайты
Результаты анкетирования Наличие дома компьютера Замечают отрицательное влияние на успеваемость в школе Проводят за компьютером более трех часов в день Часто слышат от друзей и родителей, что много проводят времени за компьютером Пропускают прием пищи, работая за компьютером Увлекаются компьютерными играми Имеют неудачные попытки ограничить время работы за компьютером
Сравнительная диаграмма
Результат анкетирования родителей Нарушают временные рамки пользования сетью, установленные родителями. Запускают обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети. Замечают ухудшение в учебе. Огрызаются, раздражаются, становятся агрессивными, когда его беспокоят по поводу пребывания в сети. Устают и утомляются во время работы с компьютером.