«Яд от лекарства отличается только дозировкой» Компьютер и здоровье Выполнила: ученица 9 а класса Лицея № 35 ОАО «РЖД» Шмидт Инна
Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Почти все мы имеем компьютер и проводим за ним немало времени. Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека? По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит:
С Персональный компьютер давно уже превратился из экзотического и крайне дорогого устройства в постоянного спутника человека, как дома, так и на работе. Современные дети также не могут обойтись без компьютера, учась как в школах, так и в институтах и других учебных заведениях. Цель: определение количества времени, проведенного учащимися за компьютером, и зависимости их здоровья от этого фактора. Учащиеся узнают всю правду о вреде и пользе компьютера в жизни школьника.
Задачи: 1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу. 2. Проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера. 3. Создание стенда в кабинете информатики «Компьютер и здоровье». 4. Создание календаря с рекомендациями использования компьютера в обучении.
План I. Введение II. Теоретическая часть. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером. Признаки развития зависимости у ребенка. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером III. Практическая часть. Анкетирование Сопоставление статистических данных: рост количества компьютеров у учащихся и показателей заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров. Реализация профилактических мер. IV. Выводы. V. Список литературы
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности.
Значение компьютера на школьном уроке Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером: Сидячее положение в течение длительного времени; Воздействие электромагнитного излучения монитора; Утомление глаз, нагрузка на зрение; Перегрузка суставов кистей; Стресс при потере информации Возникновение компьютерной зависимости Экономия времени доступность учащимся самой современной информации по предмету Возможность обратной связи с каждым учеником. Наглядность представленного учебного материала. Возможность развития пространственного мышления по предметам естественно-математического цикла. Оперативность получаемой информации.
Плюсы: - быстрые поиск и обработка информации (рефератов, курсовых, презентаций и т.д.) - удобнее изучать предметы (интерактивные курсы на дисках); - в компьютерной сети есть масса учебных материалов и пособий; - возможность слушать любимую музыку во время работы; - чтобы написать письмо родителям или другу, не надо куда-то бежать; - множество чатов, где можно познакомиться с новыми друзьями и отдохнуть; - огромное количество юмора в сети Интернет; Минусы: - наличие компьютера в своей комнате дает кучу соблазнов (игры, чаты), что негативно сказывается на учебе; - компьютер дома - это всегда толпа гостей в комнате в виде друзей и родственников, жаждущих Интернет и чая с плюшками. Это ОЧЕНЬ отвлекает и мешает учебе; - очень часто компьютер становится причиной конфликтов между его пользователями; - компьютер требует финансовых затрат на ремонт, модернизацию, оплату доступа к сети и т.д. - в Интернет есть готовые домашние задания, которые не заставляют работать головой!
Сидячее положение в течение длительного времени Остеохондроз Сколиоз Геморрой Простатит Ожирение Рекомендации: Комфортное рабочее место;
Геморрой Простатит Аллергия Туннельный синдром Сколиоз Угроза выкидыша у беременных Ожирение Остеохондроз Ухудшение зрения Нарушение психики «Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!» Болезни от компьютера
Утомление глаз, нагрузка на зрениеухудшается зрениеглаза начинают слезитьсяпоявляется головная больУтомлениедвоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром". Рекомендации:Специальное питание для глаз;Гимнастика для глаз
По нормам СанПина ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором определенное время для учащихся 1-х классов 10 минут для учащихся 2-5-х классов 15 минут для учащихся 6-7-х классов 20 минут для учащихся 8-9-х классов 25 минут для учащихся 10-11-х классов - при двух уроках информатики подряд, на первом - 30 мин., на втором - 20 мин., после чего на перемене выполнять специальные упражнения, снимающих зрительное утомление
Перегрузка суставов кистейповреждение суставного и связочного аппарата кистиРекомендации:каждый час делать короткие перерывывыполнять несколько упражнений для кистей рук
Стресс при потере информацииИнфарктыРекомендации:Делать резервные копии своей информации;Периодически сохранять информацию во время работы
Возникновение компьютерной зависимости По результатам опроса 9-х классов на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:20% - общаюсь в Аське; 5% - читаю книги;10% - посещаю кружки, секции;42% - играю в компьютерные игры;3% - общаюсь по телефону;10% провожу время с друзьями;10% - смотрю телевизор.
ограничение общения с другими людьми отказ от других видов деятельности увеличение количества времени, проводимого за компьютером в ущерб семье и друзьям; ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером; проблемы с работой или учебой; хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером; нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту. Признаки компьютерной зависимости
Анкетирование учащихся Есть ли у тебя дома компьютер? Кто на нем работает дома? Позволяют ли тебе работать на компьютере? Сколько времени ты проводишь за компьютером? Тебя контролируют родители или ты проводишь за компьютером неограниченное время? Что ты умеешь делать на компьютере? Какие компьютерные обучающие программы тебе известны? Что тебя привлекает в работе на компьютере? Что тебе не нравится в общении с компьютером? Чувствуешь ли ты усталость после работы с компьютером?
Результаты исследованияВремя работы за компьютером
Зависимость от компьютера
Выбор: компьютер или книга?
Для чего используется компьютер?
РекомендацииНе играть в компьютерные игры перед сном; Через каждые 20 – 30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв; Приобретать компьютерные диски с играми, не причиняющими вреда детскому здоровью и психике;
В ходе работы я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. В рамках работы я сделала стенд «Компьютер и здоровье». Изучила программу Publisher и создала календарь с комплексом упражнений по классам. Работа велась целенаправленная, разными методами и средствами. Я удовлетворена результатами своей работы.
Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества. Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Компьютер должен быть не только средством развлечения, а, в первую очередь, инструментом для обучения.
Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки).
компьютер становится добрым, умным, неутомимым помощником, если человек продумывает все моменты общения с ним, соблюдает правила техники безопасности, не нарушает санитарные нормы, составленные специалистами.Исследует эти проблемы эргономика ( от греч. «ЭРГОН» - «работа» и «номос» - «закон») - наука о взаимодействии человека и машины. Учёные стремятся найти пути снижения нагрузки на организм человека, связанной с работой на компьютере; разрабатывают меры профилактики вредного воздействия компьютера на человека.