Отгадайте загадки Напишу и сосчитаю и ошибку укажу, Я и музыку сыграю и картинку покажу. Я, хотя росточком мал, Но большой универсал. Не книга, а с буквами, Не пульт, а с кнопками.
Понятие – это форма мышления Понятиями пользуемся, когда думаем В языке понятия выражаются словами Словами мы пользуемся, когда говорим или пишем Синонимы Одно понятие – различные слова Омонимы Различные понятия – одинаковые слова
Тема урока
Карандаш состоит из оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно рисовать, точить, держать в руке, вертеть,... Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей
Велосипед состоит из колес, руля, педалей, седла; можно ездить, рулить, ремонтировать Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей
1. Анализ Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта. Когда ребенок разбирает игрушку, он проводит своеобразный анализ – ему интересно, как устроена игрушка.
Узнай предмет по его описанию Состоит из корпуса, трубки и диска; можно снимать трубку, набирать номер (Телефон) Есть лепестки, стебель, корень, листья; можно сажать, поливать, нюхать, срезать (Цветок)
2. Синтез Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа. Ребенок, собирающий игрушку из ее частей, проводит своеобразный синтез.
Все познается в сравнении
Среди этих пяти карточек найдите три одинаковых (совпадающих с точностью до поворота). Отражать карточки нельзя. 1 2 3 4 5
3. Сравнение Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Отвлекаясь от размера и цвета, выделите лишь форму рисунка, сосчитайте, сколько нарисовано солнышек
4. Абстрагирование Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных. Существенные Цвет и форма ствола, Цвет и форма листьев Несущественные Возраст Высота Месторасположение
В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки
В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки
В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки
В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки
В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки
5. Обобщение Мысленное объединение однородных объектов. Класс – это совокупность объектов, выделенных по какому-либо признаку. Примеры классов: класс устройств ввода информации; класс птиц и т.д.
Давайте повторим:
п.Понятия: №141-145, дополнительно 146,147
Вывод: Для выделения отдельных признаков требуется произвести ________ , т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части или отдельные признаки; а затем осуществить обратную операцию - __________(мысленное объединение) частей предмета или отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься _____________________от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому способствует _____________или сопоставление предметов. Понятие формируется на основе _____________существенных признаков, присущих классу однородных объектов. анализ синтез (абстрагироваться) сравнение обобщения
Формирование понятия Микрофон Монитор Web-камера Принтер Сканер Мышь Клавиатура Колонки Системный блок 1. Анализ 2. Синтез 3. Сравнение 4. Абстрагирование
5. Обобщение
§ 2.3 (стр. 40 - 44); РТ : №11 (с. 45); №24 (с.52)
Откройте презентацию «Нажми на смайлик»