Язык программирования Pascal Основные понятия А. Жидков
Язык программирования Язык программирования (ЯП) – это формализованная система для описания алгоритмов, которая определяет Алфавит (набор символов)Лексику (набор лексических элементов)Синтаксис (правила написания операторов)Семантику (правила исполнения операторов)
АЛФАВИТ ЯЗЫКА Алфавит – упорядоченный набор символов.Цифры 0 1 2 …. 9Латинские буквы a b c …. z A B C …ZЗнаки операций + * / - > < =Символы # $ВНИМАНИЕ!!! Русские символы допустимы только:в комментариях, например: { это коментарий } (* и это коментарий*) // это тожев текстовых константах (в апострофах), например: write (‘введите значения а и в’) Особо опасны символы С Р А О М В К У Е Т
Лексические элементы языка ключевые слова (begin, end, if, for…) константы (2, 'ABC', #5) идентификаторы ( a, b1) спецсимволы ( := += * + / )комментарии (3 вида {..} (*..*) //..)
Ключевые слова языка(Внимание!!! Нельзя использовать как идентификаторы)
Структура Pascal-программы program First; const Pi = 3.14; var r: real; S,C: real; begin write('Введите радиус окружности: '); readln(r); S := Pi*r*r; C := 2*Pi*r; writeln('Длина окружности равна C=',С); writeln('Площадь круга равна S=',S); end. Внимание!!! Операторы языка отделяются знаком ;Внимание!!! Программа заканчивается end. Имя программы Заголовок Секция описаний Начало блока операторов Операторы (блок) Конец блока операторов
Составной оператор (блок) Составной оператор – это группа операторов заключенных в “операторные скобки” Begin…. еnd.Пустой оператор содержит только ;, никаких действий не выполняет.
Идентификаторы (имена) Идентификатор – это имя объекта (модуля, функции, переменной).Синтаксис:Идентификатор - последовательность латинских букв и цифр, начинающаяся с буквы. Заглавные и строчные транслятор не различает.Ограничение длины идентификатора (63 символа).Рекомендуется!!! Использовать осмысленные идентификаторы и общепринятые сокращения – это улучшает читаемость программ.Примеры: srednee; V; F; m; massa; m1; skorost
Константы Константа – это величина, которая не может измениться.Числовые константы - это числа 3 3.5 1.75е2 $4ffСтроковые константы – это символы в апострофах ‘Привет кадет’.ВНИМАНИЕ!!!Именованные константы надо описать в секции описаний const.Синтаксис: const <имя константы> = <значение> ;Например:const Pi = 3.14; Count = 10; Name = 'Mike';
Переменные и их описание Переменная — это группа ячеек памяти, имеющая имя, тип и значение.Имя переменной – идентификатор. Тип переменной - определяет: множество принимаемых ею значенийколичество связанных с ней ячеек памяти.Значение переменной – содержимое группы ячеек памяти отведенных под нее. ВНИМАНИЕ!!! Переменная должна быть описана в секции описаний VAR.
Секция описаний переменых VAR Синтаксис:VAR <список имен переменных> : <тип> ; <список имен переменных> - группа имен переменных, разделенных запятыми. ВНИМАНИЕ!!!Знаки : и ; обязательны. Пример:var a,b,c : integer ; d : real; e,f : integer ; s,s1 : string ; ch : char ;
Типы переменных Типы:integer (целый)byte (байтовый)char (символьный)ПеречислимыйДиапазонныйназываются порядковыми. Только эти типы могут быть индексами массивов, переключателями оператора case и параметром цикла for. boolean (логический)real (вещественный) complex (комплексный) string (строковый) тип "массив”тип "запись”тип "указатель”ПроцедурныйФайловыйКлассовый
Необходимые для нас типы
Типы данных Какие из приведенных чисел являются константами целого типа?1 2.1E3 4 0.7E-17 22.782 128 5 +0.9 8 -21003 -350 6 +71 9 1E5 2 3 6 8
Типы данных Какие из приведенных чисел являются вещественными константами вэкспоненциальной форме?1 11 4 -0,5E-2 7 2.7E052 1.3 5 1050 8 -1.383 -1.2E5 6 37.75 9 +3.21E-03
Идентификаторы Какие из приведенных выражений могут служить именами переменных ?1 5B 4 SIN 7 1AB2 E6 5 G 8 +LN3 Л1 6 10 9 L5
Стандартные функции Pascal