PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Информатика / История счёта и систем счисления
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: История счёта и систем счисления


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: История счёта и систем счисления


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Урок информатики в 9 классе Автор: Дорохова Ольга Алексеевна, учитель информатик
Описание слайда:

Урок информатики в 9 классе Автор: Дорохова Ольга Алексеевна, учитель информатики высшей квалификационной категории МОУ СОШ №6 имени Н. Г. Чернышева ст. Казанской Кавказского района Краснодарского края 5klass.net

№ слайда 2 Исторические сведения о системах счисления Системы счисления Арифметические дейс
Описание слайда:

Исторические сведения о системах счисления Системы счисления Арифметические действия в системах счисления Перевод чисел из одной системы счисления в другую Системы счисления используемые в компьютере Контрольные вопросы

№ слайда 3 Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей
Описание слайда:

Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных им предметов. Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много». Первыми понятиями математики были "меньше", "больше" и "столько же". Если одно племя меняло пойманных рыб на сделанные людьми другого племени каменные ножи, не нужно было считать, сколько принесли рыб и сколько ножей. Достаточно было положить рядом с каждой рыбой по ножу, чтобы обмен между племенами состоялся. Содержание

№ слайда 4 Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человека С их помощью можн
Описание слайда:

Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человека С их помощью можно было считать до 5, а если взять две руки, то и до 10. Содержание

№ слайда 5 Одна из таких систем счета впоследствии и стала общеупотребительной - десятичная
Описание слайда:

Одна из таких систем счета впоследствии и стала общеупотребительной - десятичная. Содержание

№ слайда 6 В древние времена люди ходили босиком. Поэтому они могли пользоваться для счета
Описание слайда:

В древние времена люди ходили босиком. Поэтому они могли пользоваться для счета пальцами как рук, так и ног. Таким образом они могли, казалось бы, считать лишь до двадцати. Но с помощью этой «босоногой машины» люди могли достигать значительно больших чисел, 1 человек - это 20, 2 человека - это два раза по 20 и т.д. До сих пор существуют в Полинезии племена, которые для счета используют с 20-ую систему счисления Содержание

№ слайда 7 Запомнить большие числа было трудно, поэтому к «счетной машине» рук и ног добавл
Описание слайда:

Запомнить большие числа было трудно, поэтому к «счетной машине» рук и ног добавляли механические приспособления. Например, перуанцы употребляли для запоминания чисел разноцветные шнуры с завязанными на них узлами. Содержание

№ слайда 8 Для запоминания чисел использовались камешки, зерна, ракушки и т. д. Содержание
Описание слайда:

Для запоминания чисел использовались камешки, зерна, ракушки и т. д. Содержание

№ слайда 9 Потребность в записи чисел появилась в очень древние времена, как только люди на
Описание слайда:

Потребность в записи чисел появилась в очень древние времена, как только люди научились считать. Количество предметов изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности: камне, глине и т.д. Люди рисовали палочки на стенах и делали зарубки на костях животных или ветках деревьев Содержание

№ слайда 10 Археологами найдены такие "записи" при раскопках культурных слоев, относящихся к
Описание слайда:

Археологами найдены такие "записи" при раскопках культурных слоев, относящихся к периоду палеолита (10 - 11 тыс. лет до н. э.) Этот способ записи чисел называют единичной ("палочной”, “унарной”) системой счисления   Любое число в ней образуется повторением одного знака - единицы. Содержание

№ слайда 11 Единичная запись для таких чисел была громоздкой и неудобной, поэтому люди стали
Описание слайда:

Единичная запись для таких чисел была громоздкой и неудобной, поэтому люди стали искать более компактные способы обозначать большие числа. Появились специальные обозначения для «пятерок», «десяток», «сотен» и т.д. Чем больше зерна собирали люди со своих полей, чем многочисленнее становились их стада, тем большие числа становились им нужны. Содержание

№ слайда 12 Очень наглядной была система таких знаков у египтян. Египтяне придумали эту сист
Описание слайда:

Очень наглядной была система таких знаков у египтян. Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку Египетская нумерация Содержание

№ слайда 13 Как и большинство людей для счета небольшого количества предметов Египтяне испол
Описание слайда:

Как и большинство людей для счета небольшого количества предметов Египтяне использовали палочки Каждая единица изображалась отдельной палочкой Такими путами египтяне связывали коров Если нужно изобразить несколько десятков, то иероглиф повторяли нужное количество раз. Тоже самое относится и к остальным иероглифам. 1 10 Это мерная веревка, которой измеряли земельные участки после разлива Нила. 100 1000 Цветок лотоса Египетская нумерация Головастик 100000 1000000 10000000 Египтяне поклонялись богу Ра, богу Солнца и, наверное, так изображали самое большое свое число Увидев такое число, обычный человек очень удивится и возденет руки к небу 1000 Поднятый палец - будь внимателен Содержание

№ слайда 14 Число 1 245 386 в древнеегипетской записи будет выглядеть 1 2 4 5 3 8 6 Содержан
Описание слайда:

Число 1 245 386 в древнеегипетской записи будет выглядеть 1 2 4 5 3 8 6 Содержание

№ слайда 15 В середине V в. до н. э. появилась запись чисел нового типа, так называемая алфа
Описание слайда:

В середине V в. до н. э. появилась запись чисел нового типа, так называемая алфавитная нумерация. Алфавитная нумерация В этой системе записи числа обозначались при помощи букв алфавита., над которыми ставились черточки: первые девять букв обозначали числа от 1 до 9, следующие девять - числа 10, 20, 30, ..., 90, и следующие девять - числа 100, 200, ..., 900. Таким образом, можно было обозначать любое число до 999. Содержание

№ слайда 16 Запись алфавитными символами могла делаться в любом порядке, так как число получ
Описание слайда:

Запись алфавитными символами могла делаться в любом порядке, так как число получалось как сумма значений отдельных букв. Например, записи – все эквивалентны и означают число 532. Однако выполнять арифметические вычисления в такой системе было настолько трудно, что без применения каких-то приспособлений оказалось обойтись практически невозможно 500 - - 2 - 500 30 2 2 500 30 500 2 30 Древнегреческая нумерация 90 Содержание

№ слайда 17 Эта форма записи чисел получила большое распространение в связи с тем, что имела
Описание слайда:

Эта форма записи чисел получила большое распространение в связи с тем, что имела полное сходство с греческой записью чисел. Если посмотреть внимательно, то увидим, что после "а" идет буква "в", а не "б" как следует по славянскому алфавиту, то есть используются только буквы, которые есть в греческом алфавите. Алфавитная система была принята и в Древней Руси. Славянская кириллическая нумерация Содержание

№ слайда 18 Чтобы различать буквы и цифры, над числами ставился особый значок — титло ( ~ ).
Описание слайда:

Чтобы различать буквы и цифры, над числами ставился особый значок — титло ( ~ ). До XVII века эта форма записи чисел была официальной на территории России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Венгрии, Сербии и Хорватии. До сих пор православные церковные книги используют эту нумерацию. Так можно было записывать числа до 999. Для больших чисел использовался знак тысяч , который ставился впереди символа, обозначавшего число Содержание

№ слайда 19 Римская нумерация Это номера глав в книгах, указание века, числа на циферблате ч
Описание слайда:

Римская нумерация Это номера глав в книгах, указание века, числа на циферблате часов, и т. д. Возникла эта нумерация в древнем Риме. В ней имеются узловые числа: один, пять и т. д. Остальные числа получались путем прибавления или вычитания одних узловых чисел из других Это нумерация, известная нам и в настоящее время. С нею мы достаточно часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, четыре записывается как IV, т. е. пять минус один, восемь — VIII (пять плюс три), сорок—XL (пятьдесят минус десять), девяносто шесть—XCVI (сто минус десять плюс пять и плюс еще один) и т. д. Содержание

№ слайда 20 Это, самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой мы пользуемся
Описание слайда:

Это, самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой мы пользуемся в настоящее время. Применяемые в настоящее время цифры 1234567890 сложились в Индии около 400 г.н.э Арабы стали пользоваться подобной нумерацией около 800 г.н.э., а примерно в 1200 г.н.э. ее начали применять в Европе, однако в Европе они стали известны благодаря трудам арабских математиков, и потому за ними утвердилось название «арабские», хотя сами арабы вплоть до настоящего времени пользуются совсем другими символами. Арабские цифры: В России арабская нумерация стала использоваться при Петре I (до конца XVII века сохранилась славянская нумерация) Арабская нумерация Содержание

№ слайда 21 В древней Индии и Китае существовали системы записи, построенные на МУЛЬТИПЛИКАТ
Описание слайда:

В древней Индии и Китае существовали системы записи, построенные на МУЛЬТИПЛИКАТИВНОМ ПРИНЦИПЕ. В таких системах для записи одинакового числа единиц, десятков, сотен или тысяч применяются одни и те же символы, но после каждого символа пишется название соответствующего разряда. Если десятки обозначить символом Д, а сотни - С, то число 325 будет выглядеть так : 3С2Д5. Индийцы и соединили греческие принципы нумерации со своей десятичной мультипликативной системой. Содержание

№ слайда 22 Из арабского языка заимствовано и слово "цифра" (по-арабски "сыфр"), означающее
Описание слайда:

Из арабского языка заимствовано и слово "цифра" (по-арабски "сыфр"), означающее буквально "пустое место" Это слово применялось для названия знака пустого разряда, и этот смысл сохраняло до XVIII века, хотя еще в XV веке появился латинский термин "нуль" (nullum - ничто). Форма индийских цифр претерпевала многообразные изменения. Та форма, которой мы сейчас пользуемся установилась в XVI веке. По мнению марроканского историка Абделькари Боунжира арабским цифрам в их первоначальном варианте было придано значение в строгом соответствии с числом углов, которые образуют фигуры Содержание

№ слайда 23 Система счисления — совокупность правил наименования и изображения чисел с помощ
Описание слайда:

Система счисления — совокупность правил наименования и изображения чисел с помощью набора символов, называемых цифрами. Количество цифр (знаков), используемых для представления чисел называют Основанием системы счисления Содержание

№ слайда 24 Сегодня мы настолько сроднились с 10-ной системой счисления, в которой десять ци
Описание слайда:

Сегодня мы настолько сроднились с 10-ной системой счисления, в которой десять цифр. Так что не представляем себе иных способов счета. Но до наших дней сохранились следы счета шестидесятками. Такой системой счисления пользовались в Древнем Вавилоне. Ведь до сих пор мы делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Окружность делят на 360, то есть 6*60 градусов, градус - на 60 минут, а минуту - на шестьдесят секунд. в сутках 24 часа, а в году 365 дней. Таким образом, время (часы и минуты) мы считаем в 60-ной системе, сутки - в 24-ной, недели в 7-ной, Содержание

№ слайда 25 Системы счисления Непозиционные Позиционные Системы счисления, в которых каждой
Описание слайда:

Системы счисления Непозиционные Позиционные Системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от её места в записи числа Системы счисления, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число Древнегреческая, кириллическая, римская Десятичная, двоичная и т.д. Содержание

№ слайда 26 В римской записи числа важно не собственное положение цифры, а где она стоит отн
Описание слайда:

В римской записи числа важно не собственное положение цифры, а где она стоит относительно другой цифры: записи XII и IX. Здесь в обоих случаях цифра "I" стоит на 2-ом месте справа, но в одном случае ее нужно прибавлять к 10, а в другом вычитать! Содержание

№ слайда 27 Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления, т.е. системы запис
Описание слайда:

Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления, т.е. системы записи чисел, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число Например, в числе 53 цифра "5" в разряде десятков дает числу вклад в 50 единиц (5*10). Позиционные системы счисления результат длительного исторического развития непозиционных систем счисления Содержание

№ слайда 28 Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием Основание п
Описание слайда:

Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием Основание позиционной системы счисления – это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе счисления. За основание системы счисления можно принять любое натуральное число – два, три, четыре и т. д. В разные исторические периоды многие народы пользовались системами счисления отличными от десяти. Так, например, довольно широкое распространение имела двенадцатеричная система. В устной речи остатки этой системы сохранились, когда мы вместо 12 употребляем “дюжина”. У англичан оно осталось – 1 фут=12 дюймам, 1 шиллинг=12 пенсам. Содержание

№ слайда 29 Приняв за основание число 10, получаем знакомую нам десятичную систему счисления
Описание слайда:

Приняв за основание число 10, получаем знакомую нам десятичную систему счисления: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Всего 10 разных знаков составляют алфавит десятичной системы счисления. Можно записать любое число включая все эти знаки: 237, 12840, 987, 23... Основание системы счисления обозначают буквой q. Для десятичной системы счисления q=10 Содержание

№ слайда 30 Приняв за основание число 2, получаем двоичную систему счисления: 0, 1 Всего 2 р
Описание слайда:

Приняв за основание число 2, получаем двоичную систему счисления: 0, 1 Всего 2 разных знака составляют алфавит двоичной системы счисления. Можно записать любое число включая эти знаки: 1, 11, 101, 110, 10010011… - обратите внимание: используем только цифры от 0 до 1. Для двоичной системы счисления q=2 Содержание

№ слайда 31 Приняв за основание число 8, получаем восьмеричную систему счисления: 0, 1, 2, 3
Описание слайда:

Приняв за основание число 8, получаем восьмеричную систему счисления: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Всего 8 разных знаков составляют алфавит восьмеричной системы счисления Можно записать любое число включая все эти знаки:237, 145, 32, 12765… - обратите внимание: используем цифры от 0 до 7 Для восьмеричной системы счисления q=8 Содержание

№ слайда 32 Приняв за основание число 16, получаем шестнадцатеричную систему счисления. Здес
Описание слайда:

Приняв за основание число 16, получаем шестнадцатеричную систему счисления. Здесь мы можем воспользоваться 10 знаками десятичной системы, добавив еще 6 знаков – буквы латинского алфавита (A, B, C, D, E, F): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F 10 11 12 13 14 15 Всего 16 разных знаков составляют алфавит шестнадцатеричной системы счисления. Можно записать любое число включая все эти знаки: А37, 1В45, F302, 1A3C5… - обратите внимание: используем знаки от 0 до F. Для шестнадцатеричной системы счисления q=16 Содержание

№ слайда 33 Арифметические операции выполняются в любой системе счисления по одним и тем же
Описание слайда:

Арифметические операции выполняются в любой системе счисления по одним и тем же правилам. СЛОЖЕНИЕ. ДВОИЧНЫХ ЧИСЕЛ Сложение много разрядных чисел в двоичной системе счисления происходит согласно данной таблице с учетом переноса в старший разряд. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Содержание 0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 10

№ слайда 34 1102 100112 +112 + 1112 10012 110102 1112 1001012 + 112 + 10112 10102 1100002 СЛ
Описание слайда:

1102 100112 +112 + 1112 10012 110102 1112 1001012 + 112 + 10112 10102 1100002 СЛОЖЕНИЕ ДВОИЧНЫХ ЧИСЕЛ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Содержание 0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 10

№ слайда 35 1102 Х 112 + 1102 1102 100102 Содержание 0 Х 0 = 0 0 Х 1 = 0 1 Х 0 = 0 1 Х 1 = 1
Описание слайда:

1102 Х 112 + 1102 1102 100102 Содержание 0 Х 0 = 0 0 Х 1 = 0 1 Х 0 = 0 1 Х 1 = 1

№ слайда 36 Позиция цифры в числе называется разрядом. В записи правый разряд – разряд едини
Описание слайда:

Позиция цифры в числе называется разрядом. В записи правый разряд – разряд единиц, затем смещаясь влево - десятки, сотни, тысячи и так далее. Число 555 записано в привычной для нас свернутой форме. Мы настолько привыкли к такой записи, что уже не замечаем, как в уме умножаем цифры числа на разные степени числа 10. Это число в развернутой форме будет выглядеть так : 55510 = 5 · 102 + 5 · 101 + 5 · 100 , откуда видно, что число в позиционной системе записывается в виде суммы числового ряда степеней основания ( в нашем случае это 10), в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа. Содержание

№ слайда 37 Теперь запишем двоичное число, которое может состоять только из нулей и единиц,
Описание слайда:

Теперь запишем двоичное число, которое может состоять только из нулей и единиц, например, 11112 в развернутом виде: 11112 = 1 · 23 + 1 · 22 + 1 · 21 + 1 · 20 . Теперь запишем восьмеричное число, которое может состоять из цифр от 0 до 7, например, 24518 в развернутом виде: 24518 = 2 · 83 + 4 · 82 + 5 · 81 + 1 · 80 Рассмотрим развернутую запись числа представленного в шестнадцатеричной системы счисления: А23С16 = А · 163 + 2 · 162 + 3 · 161 +С · 160 Где цифра А= 10, С=12. ПЕРЕВОД чисел в десятичную систему счисления выполнить довольно легко. Для этого необходимо записать число в развернутой форме и вычислить его значение в десятичном виде. Содержание

№ слайда 38 При переводе из одной системы счисления в другую можно пользоваться таблицей соо
Описание слайда:

При переводе из одной системы счисления в другую можно пользоваться таблицей соответствия. Содержание q=10 q=2 q=8 q=16 0 0 0 0 1 1 1 1 2 10 2 2 3 11 3 3 4 100 4 4 5 101 5 5 6 110 6 6 7 111 7 7 8 1000 10 8 9 1001 11 9 10 1010 12 A 11 1011 13 B 12 1100 14 C 13 1101 15 D 14 1110 16 E 15 1111 17 F 16 10000 20 10 17 10001 21 11 18 10010 22 12

№ слайда 39 Перевод числа из десятичной системы в систему счисления c другим основанием: Пос
Описание слайда:

Перевод числа из десятичной системы в систему счисления c другим основанием: Последовательно выполнять деление исходного целого числа на основание той системы, в которую переводим, пока не получится частное меньшее делителя. Записать полученные остатки в обратном порядке, начиная с последнего частного. Просмотрим исполнение данного алгоритма на практике: ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ из десятичной системы Содержание

№ слайда 40 Возьмем десятичное число, например, 1310 и переведем его в двоичное, выполняя де
Описание слайда:

Возьмем десятичное число, например, 1310 и переведем его в двоичное, выполняя деление на основание: 2 Ответ читаем по остаткам - наоборот! Получили что 1310 = 11012 Проверка: 11012= 1 · 23 + 1 · 22 + 0 · 21 + 1 · 20 = 8 + 4 + 0 + 1 = 1310 Итак, перевод из десятичной системы в любую другую происходит путем деления исходного числа на основание той системы, в которую переводим. Содержание 13 2 12 6 2 1 6 3 2 0 2 1 1

№ слайда 41 Теперь возьмем десятичное число, например, 6910 и переведем его в восьмеричное,
Описание слайда:

Теперь возьмем десятичное число, например, 6910 и переведем его в восьмеричное, выполняя деление на основание: 8 Ответ читаем по остаткам - наоборот! Получили: 6910 = 1058 Проверка: 2 1 0 1058= 1 · 82 + 0 · 81 + 5 · 80 =64 + 0 + 5 = 6910 Содержание 69 8 64 8 8 5 8 1 0

№ слайда 42 Возьмем то же десятичное число 6910 и переведем его в шестнадцатеричное, только
Описание слайда:

Возьмем то же десятичное число 6910 и переведем его в шестнадцатеричное, только теперь выполняя деление на основание: 16 Ответ читаем по остаткам - наоборот! Получили 6910 = 4516 Проверка: 1 0 4516= 4 · 161 + 5 · 160 =64 + 5 = 6910 Содержание 69 16 64 4 5

№ слайда 43 Рассмотрим еще перевод десятичного числа 16910 в шестнадцатеричное, выполняя дел
Описание слайда:

Рассмотрим еще перевод десятичного числа 16910 в шестнадцатеричное, выполняя деление на основание: 16 - Последнее частное не делится на 16, и мы заменяем его согласно алфавиту 16-ричной системы на символ А : Получили 16910 = А916 Выполнив проверку убеждаемся в правильности перевода: 1 0 А916= А · 161 + 9 · 160 = 10 · 16 + 9 = 16910 - Перевод из десятичной системы в любую другую происходит путем деления исходного числа на основание той системы, в которую переводим. 169 16 160 10 9

№ слайда 44 Восьмеричная Системы счисления, используемые в компьютере Двоичная Шестнадцатери
Описание слайда:

Восьмеричная Системы счисления, используемые в компьютере Двоичная Шестнадцатеричная Двоичная система счисления является основной системой представления информации в памяти компьютера. 0,1 0,1,2,3,4,5,6,7 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F

№ слайда 45 Почему люди пользуются десятичной системой, а компьютеры — двоичной? Компьютеры
Описание слайда:

Почему люди пользуются десятичной системой, а компьютеры — двоичной? Компьютеры используют двоичную систему потому, что она имеет ряд преимуществ перед другими системами: - для ее реализации нужны технические устройства с двумя устойчивыми состояниями (есть ток — нет тока, намагничен — не намагничен и т.п.), а не, например, с десятью, — как в десятичной - представление информации посредством только двух состояний надежно и помехоустойчиво; - двоичная арифметика намного проще десятичной. Недостаток двоичной системы — быстрый рост числа разрядов, необходимых для записи чисел. Содержание

№ слайда 46 Почему в компьютерах используются также восьмеричная и шестнадцатеричная системы
Описание слайда:

Почему в компьютерах используются также восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления? Двоичная система, удобная для компьютеров, для человека неудобна из-за ее громоздкости и непривычной записи. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот выполняет машина. Для программистов удобнее работать с более компактной записью. Такими системами и являются 8-аяи 16-ая 10000000001 - двоичная 10000000001 1 0 0 2 1 0 4 восьмеричная шестнадцатеричная Содержание

№ слайда 47 Контрольные вопросы 1.Что такое система счисления? 2.Чем отличаются позиционные
Описание слайда:

Контрольные вопросы 1.Что такое система счисления? 2.Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных, в чем их преимущества? Привести примеры позиционных и непозиционных систем счисления. 3.Что такое основание системы счисления? 4. Система счисления с каким основанием была самой первой? 5. В какой стране впервые стали использоваться специальные обозначения для 5,10,100,1000,1000000? Содержание

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru