Тема урока:
Цель урока: Рассмотреть определение и виды информационных объектов. Узнать, как работать с несколькими информационными объектами. Завершить работу над проектом, создав презентацию на базе сложного текстового документа. Можете ли вы полностью ответить на вопросы: Что такое информационный процесс? Знаете ли вы, что такое информационный объект? Известны ли вам, как осуществляется обмен данными в информационных объектах? Является ли сейчас проект, над которым вы работаете презентацией? Тема урока:
Задание на повторение. Заполните таблицу, содержащую определения и примеры информационных процессов (ИП): Название ИП Определение ИП Пример ИП 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)
Задание на повторение (эталон ответа) Название ИП Определение ИП Пример ИП 1) Поиск информации – это извлечение хранимой в различных формах информации. 2) Отбор информации – это выбор нужных в данный момент сведений из имеющейся информации. 3) Хранение информации – это способ распространения информации в пространстве и времени, с помощью фиксации ее на различных носителях. 4) Передача информации – это процесс переноса информации от одного объекта к другому.
1001011 Задание на повторение (эталон ответа) 5) Кодирование информации – это процесс представления информации в форме, удобной для ее хранения и/или передачи. 6) Обработка информации – это процесс, в ходе которого изменяется содержание и/или форма представления информации. 7) Защита информации – это комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.
С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса. В настоящее время наблюдается переход от индустриального общества к обществу информационному.
Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее различными способами.Это необходимо для последующего использования информации. Форма представления одной и той же информации может быть различной. При этом появляются разнообразные информационные объекты.
Например, это может быть текст, рисунок, схема, таблица, музыкальный файл, фотография и т. д. Информационные процессы производятся не над информацией вообще, а над информационными объектами. Информационный объект – это логически связанный блок информации, выраженный с использованием различных форм представления.
При работе с информационными объектами большую роль играет компьютер. Рассмотрим основные прикладные программы (программные комплексы) и соответствующие информационные объекты, которые с их помощью создаются и обрабатываются.
Текстовые редакторы и процессоры работают с информационными объектами, которые являются сложными текстовыми документами.
Графические редакторы и пакеты компьютерной графики производят обработку графических объектов – это рисунки, чертежи, схемы, фотографии.
Табличные процессоры работают с электронными таблицами - информационными объектами в табличной форме, где производятся автоматические вычисления по формулам, связывающим ячейки таблицы.
СУБД — системы управления базами данных производят обработку баз данных – это информационные объекты, позволяющие в упорядоченном виде хранить данные.
Пакеты мультимедийных презентаций производят обработку мультимедийных информационных объектов – компьютерных презентаций.
Программа-обозреватель Интернета (браузер) работает с Web-страницами, файлами из архивов Интернета и пр.
Итак: 1. Информационный объект – это логически связанный блок информации, выраженный с использованием различных форм представления. 2. Все что создается и обрабатывается в компьютерных средах, будет являться информационным объектом.
Задание: установить соответствие между информационными объектами и компьютерными системами, в которых они были созданы и/или работают. Текстовые редакторы Графические редакторы и пакеты компьютерной графики Табличные процессоры СУБД — системы управления базами данных Пакеты мультимедийных презентаций Программа-обозреватель Интернета (браузер) Текстовые документы Графические объекты Электронные таблицы Базы данных Компьютерные презентации Web-страницы, файлы из архивов Интернета
Что такое буфер обмена данными? Для реализации информационного процесса передачи информации в компьютерной среде используется буфер обмена данными. Буфер обмена данными – это специальная область оперативной памяти, в которую можно временно копировать информацию. Все программы офисного пакета Microsoft Office содержат специальные кнопки буфера обмена на своей панели инструментов «Стандартная».
Основные команды буфера обмена Команды, необходимые для работы с буфером обмена данными присутствуют на панели инструментов в виде следующих кнопок: Вырезать Копировать Вставить
Правила работы с буфером обмена Для копирования (перемещения) любого фрагмента в буфер обмена необходимо: 1) выделить фрагмент (участок текста, таблицу, рисунок); 2) щелкнуть по соответствующему значку или на панели инструментов «Стандартная». Также можно выбрать команду [Правка - Копировать] или [Правка - Вырезать] в главном меню программы или воспользоваться контекстным меню. Если фрагмент не выделен, эти команды недоступны. Для вставки фрагмента из буфера обмена необходимо: 1) установить текстовый курсор в точку вставки, 2) щелкнуть на соответствующему значку панели инструментов «Стандартная» или выбрать команду [Правка - Вставить]
Внимание!!! Перед копированием фрагмент необходимо выделить. 2) При использовании кнопки фрагмент из документа не удаляется и помещается в буфер обмена. 3) При использовании кнопки фрагмент из документа удаляется и помещается в буфер обмена.
1. В документе выделен фрагмент текста. При нажатии кнопки данный фрагмент: а) будет удален из документа и помещен в буфер обмена. б) не будет удален из документа и помещен в буфер обмена. в) будет просто удален из исходного документа. Задание - тест. Ответьте на поставленные вопросы по работе буфера обмена данными.
2. В документе выделен фрагмент текста. При нажатии кнопки данный фрагмент: а) будет удален из документа и помещен в буфер обмена. б) не будет удален из документа и помещен в буфер обмена. в) будет просто удален из исходного документа.
3. Завершите предложение. Перед тем, как поместить фрагмент в буфер обмена, его необходимо … 4. Укажите правильную последовательность действий, необходимую для перемещения рисунка из текстового документа в презентацию: А) вставить рисунок из буфера обмена кнопкой . Б) выделить рисунок. В) перейти в файл презентации. Г) скопировать рисунок в буфер обмена кнопкой . выделить Б Г В А
Практическое задание. Создайте проект – презентацию на базе текстового документа.
Итоги урока: Мы рассмотрели понятие и виды информационных объектов. Узнали, как происходит обмен данными. Успешно завершили работу над проектом – презентацией. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подберите примеры информационных объектов табличного вида с профессиональным содержанием.
При создании презентации и подготовке урока были использованы следующие материалы и литература: Материалы из ВИКИПЕДИИ (свободной энциклопедии) http://ru.wikipedia.org/wiki . Макарова Н.В. «Информатика. Практикум по информационным технологиям» – СПБ.: Питер, 2008. -180 с. Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике. Пособие для 10-11 кл. средней школы» -М.: «Вако», 2008. -352с. Угринович Д. Н., «Информатика и информационные технологии», -М.: «Бином», 2006. -511 с.: ил. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. «Практикум по информатике и информационным технологиям» М.: Бином, 2002. -214 с. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. -Екатеринбург: «У-Фактория», 2003. -192 с. Рисунки: http://tillo.carguru.ru/15-674-biblioteka-kartinok.zhtml http://www.pedlib.ru/work_room/index.php?corner=pics; http://www.inf1.info/; http://redcat-7.narod.ru/indexphoto.html; http://www.telpics.ru/images.php; http://www.beluys.com/clipart.html . 9. Справочники и учебные пособия по спецпредметам.