ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ. Учитель истории МОУ СОШ № 19 города Твери Ефремова Лариса Вячеславовна
Электронные образовательные ресурсы – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.
Преимущества ЭОР перед медиатекой (библиотекой компакт-дисков): При использовании ЭОР отсутствует необходимость обеспечения медиатеки определенным количеством учебных CD-дисков с ограниченным числом экземпляров. Все основные электронные учебные материалы, сконцентрированные в централизованных фондах, можно будет привлекать по мере необходимости. Электронное издание на CD, как и любое тиражное издание, не имеет возможности постоянного обновления информации. Централизация образовательных ресурсов позволяет своевременно их дополнять и обновлять.
Самые простые ЭОР — текстографические: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, но его очень легко распечатать.
- ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту: если в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста, то можно указать незнакомый термин и тут же получить его определение. В данном случае вы просматриваете фрагменты текста в том порядке, который необходим именно вам.
- Третий уровень ЭОР — это ресурсы, состоящие из визуального или звукового фрагмента.
Мультимедиа-ЭОР - самые мощные и интересные для образования продукты, комбинированно включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности.
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
ТИПОЛОГИЯ ЭОР НП сервисные программные средства общего назначения; программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся; электронные тренажеры; программные средства для математического и имитационного моделирования; программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий; информационно-поисковые справочные системы; автоматизированные, экспертные, интеллектуальные обучающие системы; электронные учебники;
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОМПЛЕКТА ЭОР НП Помощь учителю при подготовке к уроку. Помощь при проведении урока. Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий.
Использование ЭОР НП при подготовке к уроку позволяет учителю: выполнять моделирование урока из отдельных цифровых объектов; находить большое количество дополнительной и справочной информации для углубления знаний о предмете; осуществлять эффективный поиск информации в комплекте ЭОР; выполнять подготовку контрольных и самостоятельных работ, а также творческих заданий; обмениваться результатами деятельности с другими учителями через Интернет.
При проведении урока применение ЭОР НП позволяет: демонстрировать подготовленные цифровые объекты через мультимедийный проектор; использовать виртуальные лаборатории и интерактивные модели набора в режиме фронтальных лабораторных работ; проводить компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; организовывать индивидуальную исследовательскую и творческую работу учащихся с ЭОР на уроке.
Введение новой информации может обеспечиваться за счет использования различных средств: интерактивных лекций (последовательность фрагментов информации, сопровождаемых текстом, продублированным диктором, иллюстрациями и анимацией, интерактивными схемами, видеорядом); виртуальных экскурсий(модули данного вида позволяют ученику развить образное мышление, художественный вкус и стиль, расширить свой кругозор, а также подробно изучить отдельные объекты, удаленные от него); пошагового объяснения (позволяет включить учащегося в активную познавательную деятельность, при работе с данными модулями переход к каждому следующему фрагменту вводимой информации невозможен без правильного выполнения учащимся предыдущего действия.).
Интерактивная лекция позволяет учителю: провести урок-лекцию с использованием материала со звуком или без, с подстрочным текстом или без него; организовать на уроке проблемную беседу, используя фрагменты интерактивной лекции со звуком или без звука; включить ученика в процесс активного познания, например, предложив группе учеников изучить самостоятельно материал интерактивной лекции и подготовить комментарии для всего класса, в этом случае отвечать на вопросы на следующем уроке будет не учитель, а группа учащихся, готовивших данный
Виртуальная экскурсия обладает следующими преимуществами: минимальные временные затраты; доступ к экспонатам любого музея мира; мгновенное получение необходимой информации об экспонате; большое количество экспонатов.
Учитель при использовании пошагового объяснения получает возможность: при изучении нового материала создать проблемную ситуацию: учащемуся предлагается новое задание, и посредством наводящих и пошаговых подсказок он самостоятельно осваивает новые знания или новые способы деятельности; предложить практическое задание для изучения дома, а в классе, на следующем уроке, разобрать пример еще раз, включив в обсуждение всех учащихся; контролировать и оценивать свою деятельность за счет того, что пошаговое объяснение материала разбито на логически завершенные части; контролировать процесс усвоения новых способов деятельности
Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах http://www.school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах http://fcior.edu.ru Каталог ЭОР для учителей-предметиков. свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования. http://window.edu.ru Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР http://eorhelp.ru Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю http://www.konkurs-eor.ru/materials Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки http://pedsovet.org/m Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов http://www.it-n.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР http://www.openclass.ru Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://catalog.iot.ru/
Ресурсы в помощь учителю Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний, сайт «Методическая служба» http://metodist.lbz.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» www.ict.edu.ru Российский портал открытого образования www.openet.edu.ru Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/view Федеральный портал Российского образования http://www.edu.ru/ Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/ Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Интернет – государство учителей http://intergu.ru/ Уроки.Net http://www.uroki.net/docinf.htm Клякса.Net http://www.klyaksa.net/ Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru/index.php Право в сфере образовании яhttp://zakon.edu.ru/ Стандарты общего образования нового поколения http://standart.edu.ru/ Официальный сайт ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/