Архитектура компьютера
АРХИТЕКТУРА КОМПЬЮТЕРА При рассмотрении компьютерных устройств принято различать их архитектуру и структуру. Архитектурой компьютера называется его описание на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти и т.д. Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: процессора, оперативного ЗУ, внешних ЗУ и периферийных устройств. Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя. Структура компьютера — это совокупность его функциональных элементов и связей между ними. Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера графически представляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описание компьютера на любом уровне детализации.
Разделы жесткого диска Пример разбиения жесткого диска на разделы hda1, hda2, hda3, hda4 - основные разделы hda4 - расширенный раздел hda5, hda6, hda7, hda8, hda9 - части расширенного раздела
Используемая в настоящее время в персональных компьютерах оперативная память представляет собой модуль, состоящий из печатной платы и помещенных на нее микросхем. Микросхем может быть 8 или 16 (по 8 с каждой стороны).
Работа процессора сложнее, чем это изображено на схеме. Например, данные и команды попадают в кэш не сразу из оперативной памяти, а через блок предварительной выборки, который не изображен на схеме. Также не изображен декодирующий блок, осуществляющий преобразование данных и команд в двоичную форму, только после чего с ними может работать процессор. Арифметико-логическое устройство, получив данные и команду, выполняет ту или иную операцию и записывает результат в один из свободных регистров. Текущая команда находится в специально для нее отведенном регистре команд. В процессе работы с текущей командой увеличивается значение счетчика команд, который теперь указывает на следующую (если, конечно, не было команды перехода).
Машина фон Неймана состоит из запоминающего устройства (памяти) - ЗУ, арифметико-логического устройства - АЛУ, устройства управления – УУ, а также устройств ввода и вывода. Программы и данные вводятся в ЗУ из устройства ввода через АЛУ. Результаты выводятся из АЛУ в ЗУ или устройство вывода. УУ управляет всеми частями компьютера. От УУ на другие устройства поступают сигналы «что делать», а от других устройств УУ получает информацию об их состоянии. УУ содержит специальный регистр (ячейку), который называется «Счетчик команд». После загрузки программы и данных в память в счетчик команд записывается адрес первой команды программы. УУ считывает из памяти содержимое ячейки памяти, адрес которой находится в счетчике команд, и помещает его в специальное устройство — «Регистр команд».