Сегодня мы отправимся туда,Где пресная плещется вода.Чтоб тему урока узнать,Кроссворд нам надо разгадать!
Кроссворд Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон.Место, где река берёт своё начало.Нижняя часть горы, холма.Есть у оврага, холма, горы.Самое тёплое море России.Форма поверхности.Вся территория земной поверхности разделена на природные … Корниенко О.Ю.
Водоёмы нашего края. Познакомиться с водоёмами нашего края;Вспомнить типы водоёмов, их значение и их охрана;Проявлять интерес, мышление, умение рассуждать и анализировать. Корниенко О.Ю.
Закрепление. Какой является поверхность нашего края?Как образуются овраги и какие существуют способы борьбы с ними?Что вы узнали о пещерах? Корниенко О.Ю.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:Я и тучка, и туман, и река, и океан.Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. ВодаКаким цветом обозначена вода на карте?Если раскрутить глобус, какой стала Земля? Почему? Так как 2/3 земной поверхности занимает вода.Одинаковая ли вода на вкус? Какая вода в водоёмах нашего края? А где солёная?Какие водоёмы вы знаете? Корниенко О.Ю.
Водоёмы Естественные:РекаОзероМореОкеанРучейБолото Искусственные: КаналВодохранилищеПруд Корниенко О.Ю.
Работа с картой Карелии. Назовите естественные водоёмы нашего края?Перечислите искусственные водоёмы края. Корниенко О.Ю.
Какая река протекает в нашем посёлке?Вспомните схему реки:Как называется начало реки?Место впадения реки в другой водоём?Что ещё имеет река?Русло, левый и правый берега, левый и правый притоки.Как определить, где левый приток, а где правый?Встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левые. Корниенко О.Ю.
Все обходят это место:Здесь земля – как будто тесто,Здесь осока, кочки, мхи,Нет опоры для ноги.Болота В какой части нашего края находятся эти водоёмы? Очень много болот на севере Карелии. А как образовались болота? Корниенко О.Ю.
История образования болот. Всё началось 15000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. Но климат менялся, и они начали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками заполнялись водой. А так как в низинах нет стока воды, в таких местах образуются болота. В болоте вода стоячая, поэтому она постепенно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам очень опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи. Корниенко О.Ю.
Растения и животные болот. Назовите ягоды, которые растут на болоте.Какие ещё растения можно встретить на болоте? Корниенко О.Ю.
Росянка – хищное растение. Её листья покрыты волосками, на которых капельки жидкости, похожие на росинки. Жидкость привлекает насекомых. А когда садится насекомое на лист, то приклеивается. Лист закрывается, насекомое переваривается, остаётся только твёрдый хитиновый покров и крылышки. Корниенко О.Ю.
Сфагнум – мох, который можно увидеть на болоте. Он может быть зелёным, бурым, белым и даже красным. Растёт он всю свою жизнь. Верхняя часть растёт, а нижняя отмирает, образуя торф. В переводе с греческого «сфагнум» - «губка». Этот мог может впитывать очень много воды – в 30-40 раз больше, чем весит сам! Корниенко О.Ю.
Кукушкин лён – мох. Часто растёт рядом с о сфагнумом. Этот мох жёсткий и упругий, в отличии от сфагнума. Вытягивается в высоту до 40 см. Корниенко О.Ю.
Чем мхи отличаются от других растений?Стебли травянистые, растут в воде. Размножаются мелкими спорами – особыми видами пыльцы, которые разносятся ветром. Почему мало на болотах деревьев?На болоте очень много влаги. Многие минеральные вещества вымываются, корни растений вымокают и задыхаются без воздуха. Корниенко О.Ю.
Физминутка По болоту мы пойдём, много клюквы наберём – кислой, приятной, Очень ароматной! Корниенко О.Ю.
Какие животные приспособились к условиям жизни на болоте? Лоси – с их длинными ногами болото не страшно. Они любят водоросли, даже ныряют в воду за ними. Птицы. У них длинные ноги и клювы для добычи пищи. Они умеют летать, а утки ещё и плавают. Выпь – интересная птица, с полосатой окраской, для маскировки. Охотится она ночью: долго стоит у воды и выжидает добычу. Как только увидит малька, головастика, рыбёшку, делает молниеносный выпад – и добыча оказывается в клюве. Голос выпи похож на вой. Лягушки.Насекомые. Корниенко О.Ю.
Физминутка Мы немного отдохнём,Встанем, глубоко вздохнём,Руки в стороны, вперёд.Мы на пляже,Солнце жжёт.Побежим скорее в реку,Окунёмся, поплывём.Ах, какая благодать!Но и меру надо знать.Побежим скорее в класс,Там послушаем рассказ! Корниенко О.Ю.
Какую роль играет водоём в жизни человека и природы? Место отдыха;Для питья и приготовления пищи;Дом для растений и животных;Вода нужна для хозяйственных нужд;Для перевозки грузов;Для работы фабрик и заводов. Корниенко О.Ю.
Экология. Правила поведения у водоёмов. Нельзя бросать мусор в воду.Нельзя оставлять мусор на берегу.Нельзя мыть велосипеды и другие транспортные средства в водоёмах и вблизи от них.Нельзя, чтоб в водоёмы попадали сточные воды с фабрик, заводов и полей. Корниенко О.Ю.