ВЕТЕР. Причины его образования. Урок в 6 классе Учитель географии: Корниенко Н.С. Ветер, ветер, ты могуч Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море… А.С.Пушкин
Задачи урока: сформировать понятия “ветер”, “бриз”, “муссон”; продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность); формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации. Оборудование: физическая карта полушарий, старые и новые понятия, ЛОС, составленные учениками, рисунки и схемы учебника.
Ход урока I. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой. Я приготовила для вас ордена “Умник” и “Умница”. Кто из вас уйдет с ними? II. Проверка знаний Какую оболочку вы сейчас изучаете? Что такое атмосфера? Каковы свойства воздуха? От чего зависит температура воздуха? Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит?
III. Переход к изучению новой темы Рассказ учителя. 1. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? 2. И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление? 3. А на верхнем конце трубы какое давление? 4. А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше. 5. А как это движение воздуха можно назвать? Почему же листовки летали? Кто их распространял по воздуху?
IV. Изучение нового материала Вопрос. Итак, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха – ветер? Вопрос. Теперь вам понятно, почему заводские, фабричные трубы, трубы на котельных делают очень высокими? Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение (найдите его в учебнике: §38, стр. 127). ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении. Дети записывают в тетрадь определение. Вопрос. Ребята, а над земной поверхностью тоже может быть движение воздуха, т.е. ветер? Вопрос. А почему? 3. Вопрос. А почему воздух различный по температуре? 5. Вопрос. А почему? 6. Вопрос. А почему различная высота Солнца? Учитель. А сейчас давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.
Схема образования ветра
V. Закрепление знаний Задание. Каждой группе предлагается инструктивная карта с алгоритмом, т.е. порядком выполнения действий, лист бумаги на котором вы отразите сведения, добытые самостоятельно по алгоритму – это ваш будущий ЛОС – лист опорных сигналов. Вы должны будете: Рассказать о своих ощущениях. Определить, как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года. Как этот ветер будет называться?
I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря. Алгоритм для I группы. Познакомиться с текстом §38, на стр. 128-129, рассмотреть рис.76. Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха? На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море). Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
Алгоритм для II группы. Познакомиться с текстом §38 на стр. 128-129, рассмотреть рис.76. Представьте, что вы ночью находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха? На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море). Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем ночью? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
III группа. А у вас задание посложнее! Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом и зимой. Алгоритм для III группы. Познакомиться с текстом §38, на стр. 129, рассмотреть рисунок 77. Представьте, что вы летом и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: зимой и летом? На листе показать движение ветра летом и зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море). Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?
Дневной бриз
Ночной бриз
Муссоны
VI. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо (вращение руками), Закачалось деревцо (наклоны в разные стороны), Ветерок все тише, тише (приседания), Деревцо все выше, выше (потягивание вверх).
Сила ветра От чего зависит? При помощи каких приборов определяется направление и сила ветра?
Флюгеры Шаровой анемометр Робинсона Мультипликатор Бурдона Анемометр - прибор для измерений скорости ветра и газовых потоков.
СКОРОСТЬ ВЕТРА В М/СЕК НАЗВАНИЕ ВЕТРА ПРИЗНАКИ 0 Штиль Дым из трубы идет вверх, почти вертикально 1,5 — 3 Очень слабый Небольшой наклон дыма, чуть шевелятся листья 4 — 5 Легкий Ветки качаются. 6 — 7 Умеренный Сучья гнутся 8 — 9 Свежий Верхушки деревьев шумят 10 — 11 Очень свежий Тополя и толстые сучья гнутся 12 — 14 Сильный Листья и ветки срываются 15 — 16 Резкий Тонкие сучья ломаются 17 — 19 Буря...
Способ построения розы ветров. Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта. Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней. Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях. На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра. С Ю З В СЗ СВ ЮЗ ЮВ 12 4 6 2 1 0 6 4
Практическая работа: «Построение розы ветров по данным» НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ С ВЕТРОМ ТАКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 1 деление – 2 дня 2. Построить розу ветров по календарю природы за январь 2008 г. Какие выводы можно сделать по данной розе ветров? 1. С Ю З В СЗ СВ ЮЗ ЮВ 7 4 11 2 3 1 2 1
Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака) Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов) Вырабатывает электроэнергию Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа Помогал мореплавателям Переносит семена растений и споры грибов
VIII. Итог урока Дети за активность получают жетоны. Сообщаются оценки за урок. Выбираются самые активные ребята. Им вручаются ордена “Умник” и “Умница”. §38, сделать сообщения о положительном и отрицательном значении ветра (ребятам дается опережающее индивидуальное задание). IX. Домашнее задание