«Территориально – производственная структура нефтяной промышленности РФ»
Цель урока: в процессе групповой работы над проектами, определить территориально-производственную структуру нефтяной промышленности России на современном этапе.
Задачи урока: образовательная: сформировать знания о территориально-производственной структуре нефтяной промышленности РФ; создать электронный материал по данной теме; развивающая: развивать умения работать самостоятельно с разными источниками географических знаний, анализировать данные, аргументировать свою точку зрения, развивать самообразовательные навыки посредством активных методов обучения, готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, прививать познавательный интерес к предмету география; воспитательная: воспитывать в процессе работы на уроке чувство коллективизма и ответственности, толерантности – терпимости к чужому мнению, внимательному отношению к ответам и рассказам других детей.
Тип урока: изучение нового материала (рассчитан на два урока). Методы: частично-поисковый, учебного проекта. Виды работы учащихся: групповая Оборудование: - карты атласа (9 кл.) учебник «География. Население и хозяйство России» В.П.Дронов, В.Я.Ром. 9 класс. журнал «География в школе» № 7, 2005 - журнал «География в школе» № 1, 2002 - компьютерная программа PowerPoint интернет – ресурсы - экран, мультимедийный проектор
Ход урока I. Организационный момент (приветствие, психологический настрой учеников и учителя) II. Мотивационный этап Учитель задаёт наводящие вопросы, направляя учеников на самостоятельное определение цели урока Перед учащимися ставится задача: после сбора информации, обсуждения в группах собранного материала, оформить проект в виде компьютерной презентации. Из предложенных тем ученики выбирают наиболее интересную для себя и объединяются в проектные группы.
Темы проектов: 1. История развития нефтяной промышленности в России 2. Основной район нефтедобычи – Западная Сибирь. 3. Поволжье 4. Уральский и северный экономический районы 5. Запасы нефти на шельфах морей, основные нефтепроводы, проблемы нефтяной промышленности.
III. Изучение новой темы (Осуществление учебного проекта) Этапы выполнения проекта (ученикам выдаются памятки) подготовительный; 2. конструктивный; 3. технологический; 4. заключительный. Проектным группам выдаются карточки с заданиями. Они готовят сообщения по теме, выступают с ними, а затем выполняют проект с использованием компьютерной программы PowerPoint
IV.Этап усвоения и проверки новых знаний Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как (рефлексия деятельности учащихся)
Круглый стол – обсуждение и подведение итогов Критерии оценки проектов: самостоятельность работы над проектом полнота раскрытия темы оригинальность решения проблем раскрытие содержания проекта на презентации (убедительность презентации) ответы на вопросы
VI. Этап информации о домашнем задании Используя записи в тетрадях, компьютерные презентации, на контурной карте обозначить основные районы добычи нефти, подписать крупнейшие месторождения, выделите цветом районы, разрабатываемые сейчас и перспективные, нанести основные нефтепроводы.
Приложение 1 (варианты заданий) Задание № 1 (для 1 проектной группы): изучив литературу, выделить основные этапы становления и развития нефтяной промышленности в России, подготовить сообщение по данной теме. Задание № 2 (для 2 проектной группы): используя карты атласа, изучив литературу, выявить основные месторождения нефти, определить, где размещены НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), подготовить сообщение по данной теме.
Приложение 2 Этапы выполнения проекта. 1. Подготовительный этап выбор учащимися темы проекта и формирование мотивации (постановка проблемы) по выполнению проекта; определение необходимого объёма знаний, умений и навыков у учащихся для выполнения проекта; составление учащимися совместно с учителем задач и этапов работы по выполнению проекта; 2. Конструктивный этап рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального варианта; сбор и обработка требуемой информации, изучение необходимой литературы, источников информации; распределение обязанностей (для коллективного и группового проектов).
3. Технологический этап выполнение проекта с использованием компьютерной программы PowerPoint, текущий контроль и корректировка деятельности. 4. Заключительный этап. защита проекта (презентация) самооценка качества выполненной работы;