Всё то, что было в бездне дней, Не меркнет в памяти моей И нет желанней ничего, чем образ края моего. К. Бальмонт Реализация краеведческого компонента в преподавании начального курса географии в 6 классе 5klass.net
компоненты среднего образования Федеральный Национально-региональный Школьный
. Формы реализации национально-регионального компонента в содержании образования 1. Включение разделов и тем национально-регионального компонента в учебные программы основной общеобразовательной школе в 5-9 кл.; 2. Введение факультативных занятий по интересам и склонностям школьников в виде вариативных курсов, интегративных и элективных модулей и др. 3. Внеурочная и внешкольная коллективная и индивидуальная проектно-исследовательская, историко-краеведческая и поисково-музейная деятельность учащихся.
Региональный компонент в преподавании географии 6 класс «Начальный курс физической географии» «Методы изучения природы родного края» 8 класс «Физическая география России» «Особенности природы родного края» 9 класс – «Экономическая и социальная география России» «Население и хозяйство родного края»
Для общеобразовательных учреждений на изучение географии отводится следующее количество часов в неделю по классам: «…Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности за счет часов регионального (национально-регионального) компонента увеличено количество часов в VI классе на 1 час в неделю на изучение учебного предмета "География". Указанные часы рекомендуется (необходимо) использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента». Класс VI VII VIII IX X XI Курс географии Начальный курс географии География материков и океанов География России, ч. I География России, ч. II Экономи- ческая и социальная география мира Экономи- ческая и социальная география мира К-во часов 1 2 2 2 1 1
Темы начального курса географии в 6 классе: Введение Изображения земной поверхности и их использование Развитие географических знаний о Земле Земля – планета солнечной системы Литосфера – каменная оболочка Гидросфера – водная оболочка Атмосфера – воздушная оболочка Биосфера – оболочка жизни Географическая оболочка.
Введение Тема: «Введение в географию» Источники географической информации. Методы изучения окружающей среды. Наука краеведение. Осенняя экскурсия «Географические объекты вокруг меня» Практическая работа №1 Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Творческие работы: 1. Дизайн дневника погоды. 2. Иллюстрированный словарь географических терминов. 3. Фотоальбом «Географические объекты родного края»
Изображения земной поверхности и их использование Тема: «Изображения земной поверхности » Виды изображений поверхности Земли: глобус, карты, планы, чертежи, аэроснимки. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Творческая работа: Сборник изображений поверхности Земли родного края Тема: «Географическая карта» Градусная сеть и географические координаты. Измерение расстояний на местности, плане и карте. Географическая карта родного края Практическая работа №2. Определение географических объектов на территории своего района, их описание. Практическая работа №3. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Новосибирской области и России Творческая работа: Составление интерактивных карт родного края
Изображения земной поверхности и их использование Тема: «Ориентирование по топографической карте» Ориентирование на местности. Азимут на плане и местности. Измерение расстояний на местности. Практическая работа №4. Определение направлений, расстояний, азимутов по плану и на местности по компасу, Солнцу и местным признакам. Творческая работа: Прокладывание экскурсионного маршрута на местности и его картирование и иллюстрирование. Тема: «План местности» План местности. Способы съемки местности. Построение простейших планов. Картографический метод исследования Практическая работа №5 Составление плана местности с помощью полярной съемки. Творческая работа: Проект освоения территории родного края или микрорайона школы на конец XXI века или на ближайшее будущее Тема: «Географическое положение территории проживания» Географическое положение объектов. Чтение географических карт. Физико-географическое положение микрорайона школы Практическая работа №6 Обозначение географических объектов на контурной карте родного края Творческая работа: 1. Составление путеводителя или видеофильма по достопримечательным местам родного края.
Развитие географических знаний о Земле Тема: «Развитие знаний о Земле» Развитие географических знаний человека о Земле. Роль древних документов в расширении знаний о родном крае. Вклад земляков в освоении Земли Экскурсия в краеведческий музей Творческие работы: 1. Знаменитые люди родного края
Земля – планета солнечной системы Тема: Наш дом – планета Земля Земля как планета солнечной системы. Космический адрес. Географические следствия формы и размеров Земли. История развития и заселения территории родного края. Творческие работы: 1. Создание макета солнечной системы. 2. Разработка стенгазеты «Земля – наш общий дом» Тема: Движения Земли Виды вращений Земли: осевое, орбитальное, галактическое и их проявления на территории родного края. Смена сезонов года. Пояса освещенности. Практическая работа №7. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Тема: Влияние космоса на Землю и жизнь людей Влияние космоса на Землю и жизнь людей родного края: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы. Творческая работа: Наблюдения за звездным небом и Луной.
Литосфера – каменная оболочка Тема: «Минералы и горные породы» Минералы, горные породы и полезные ископаемые, слагающие земную кору своей местности, особенности их залегания. Зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Геология. Профессия геолог. Практическая работа №8. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых своей местности. Творческие работы: 1. Составление коллекции горных пород своей местности. 2. Геологическая история развития территории родного края. 3.О чем говорят камни? Тема: «Особенности рельефа и его изменение» Рельеф своей местности и причины его обусловившие.. Абсолютная и относительная высота. Изображения рельефа на планах и картах. Проявления действия сил, изменяющих рельеф на территории родного края. Практическая работа №9. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте (на основе материалов осенней экскурсии). Творческие работы: 1. Геологические памятники природы родного края. 2. Составление профиля по планам родного края. 3. Вычисление относительной высоты близлежащего холма и его картирование. Тема: «Влияние человека на рельеф» Рациональное и нерациональное воздействие человека на рельеф области, района, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа. Меры по предупреждению вредных воздействий человека на рельеф. Творческая работа: Исследование водно-эррозионных форм рельефа своей местности и выявление влияния на них хозяйственной деятельности человека.
Гидросфера – водная оболочка Тема: «Внутренние воды» Единство гидросферы с учетом местных водных объектов. Особенности размещения внутренних вод своей местности. Хозяйственное значение местных вод, экологическая оценка состояния, меры по бережному использованию и охране от загрязнения. Проблемы рационального потребления внутренних вод Новосибирской области. Творческие работы: 1. Иллюстрированный журнал «Экологическое состояние внутренних вод Новосибирской области». 2. Проект «Какую воду мы пьем?» 3. Проект «Куда уходит вода?» Тема: «Внутренние воды и рельеф» Взаимосвязь внутренних вод с рельефом и горными породами. Определение по карте направлений течений рек Новосибирской области. Происхождение озер Новосибирской области Творческая работа: Проект «Кто главный: рельеф или вода?» Тема: «Внутренние воды и климат. Жизнь во внутренних водах» Влияние климата на внутренние воды. Питание и режим ближайшей к школе реки, пруда или какого-либо другого водоема. Растительный и животный мир местных водоемов. Жизнь водных объектов. Творческие работы: 1. Создание коллекции «Растительный мир местного водоема». 2. Создание фотоколлекции «Животный мир местного водоема». 3. Правила поведения на реке (у водных источников). Тема: «Описание местного объекта гидросферы» Паспортизация объектов гидросферы. Практическая работа №10. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Творческие работы: 1. Проект «Семь чудес водных объектов родного края» 2. Эссе «Река моего детства» (исследование). 3. Восстановление и охрана родника. 4. Комплексное описание водного объекта своего села (паспорт объекта). 5. Значение реки Чем в истории заселения Новосибирской области 6.Экологические проблемы водных объектов родного края. Пути их решения.
Атмосфера – воздушная оболочка Тема: « Погода моей местности» Описание погоды по сезонам года. Предсказание погоды. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Синоптические карты. Профессии синоптик и метеоролог. Практическая работа №11. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой (По дневнику наблюдений за погодой и данным многолетних наблюдений). Творческие работы: 1Народные приметы погоды. 2.Живые барометры. Тема: «Климат родного края». Причины, формирующие климат. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Практическая работа №12. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Творческие работы: 1. Составление климатической диаграммы для города. 2. Климат в прошлом. Тема: « Явления в атмосфере». Редкие и грозные атмосферные явления. Фенологические наблюдения. Творческая работа: Иллюстрированный справочник «Атмосферные явления Новосибирской области: их статистика и хронология». Тема: «Взаимосвязь человека и атмосферы». Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Творческие работы: 1. Источники загрязнения атмосферы: картирование. 2. Разработка буклета «Мы за чистый воздух»
Биосфера – оболочка жизни Тема: «Растительный и животный мир своей местности» Типичные представители растительного и животного мира родного края, особенности распространения и приспособления к среде обитания. Практическая работа № 13. (экскурсия) Описание растительного и животного мира на примере своей местности на основе разных источников географической информации. Творческая работа: 1.Фотоколлекция «Растения и животные вокруг меня» 2. Лекарственные растения на службе человека. Тема: «Человек часть биосферы» Народы своего края. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Творческие работы: Разработка экскурсий «Народные промыслы и умельцы края», «Национальная одежда, традиции народов края», «Знаменитые люди родного края». Тема: «Экологические проблемы своей местности. Определение качества окружающей среды» Современные экологические проблемы родного края. Охрана природы. Красная книга Новосибирской области. Практическая работа №14. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, её изменения, влияния на качество жизни населения родного края. Творческие работы: 1. Разработка экологических плакатов 2. Отражение природы в устном народном творчестве народов края. 3. Проблемы использования населением даров леса. 4.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер и др.).
Географическая оболочка Тема: « Природно-территориальные комплексы» Территориальные комплексы своей местности : различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные. Почвы родного края как особый природный комплекс. Меры по охране почв. Практическая работа № 15. Описание почв на примере своей местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на плодородие почв. Творческие работы: 1. Изучение почвенного профиля на примере садового участка. Тема: «Природная зона своей местности». Лесостепь. Изменение природных зон под влиянием хозяйственной деятельности человека. Ресурсы окружающей среды и их охрана. Творческие работы: 1. Проект будущего «Наш заповедник» 2. Виртуальный зоопарк.
Формы изучения краеведческого компонента 1. Практические работы. 2. Учебные экскурсии. 3. Туристские походы. 4. Краеведческие экскурсии 5. Викторины 6. Предметные недели по географии