Искусство Японии Выполнила ученица 10А класса Габбасова Гульбахыт
Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства. «Страна восходящего солнца» - Япония расположена на многочисленных маленьких и больших островах. Самыми большими из них являются Косю, Сикоку, Хоккайдо и Хонсю. Большую часть страны составляют горные цепи вулканического происхождения, они не высоки, но круты. Наиболее известная гора - Фудзияма, покрытая вечными снегами. Природа и климат сильно влияют на быт японцев, их нравы, обычаи и характер. Многоцветие красок воды океана и морей, очертания вулканов, уходящих в небо, уникальная яркая растительность с детства формируют чувства изящного, любовь к прекрасному, которые свойственны всему населению Японии от земледельца до императора. Мягкий морской климат, обилие влаги и солнечного тепла, благодатная почва позволяют японцам почти в течение всего года выращивать многообразные живые цветы и декоративные растения. Даже в крупных городах, в том числе гигантском Токио, используется малейшая возможность, всякий кусочек земли для выращивания цветов. Истоки японской культуры уходят корнями в глубокую древность. Самые ранние произведения искусства относятся к IV -II тысячелетиям до нашей эры. Наиболее длительным и самым плодотворным для японского искусства был период Средневековья (IV-XIX в. в.). В реферате подробно отражены разделы, посвященные архитектуре, живописи и скульптуре. Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры.
Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи в городе Нара (столица государства с 710 по 784г.), воздвигнутый в 607 г. Замечательным примером японской архитектуры второй половины тысячелетия н.э. является храмовый комплекс Тодайдзи - самое большое в мире деревянное здание. Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи, построенная в 680г. (т.е. позже Хорюдзи, но раньше Тодайдзи).
Выдающимся памятником светской архитектуры конца XIV века является, так называемый, Золотой павильон (Кинкакудзи), построенный в 1397г. в Киото по приказу правителя страны Есимицу. Традиционная японская архитектура в целом достигла своего наивысшего уровня развития уже в XIII веке. Произведения живописи украшают дворцы аристократов, дома горожан, монастыри и храмы. Развивается стиль декоративных панно: дами-э. Такие панно писали сочными красками на золотой фольге. Признаком высокого уровня развития живописи является существование в конце XVI века ряда живописных школ, в том числе Кано, Тоса, Ункоку, Сога, Хасэгава, Кайхо.
Расцвет специфической городской культуры сопутствующих видов искусства определило основное направление развития японского искусства в XVII- XIX веках. Высочайшего уровня достигла также гравюра на дереве, ставшая в XVIII- XIX веках главным видом японского искусства. Искусство эпохи Эдо (1615 - 1868) характеризуется особым демократизмом и сочетанием художественного и функционального. Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» - самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. Распространение в стране буддизма способствовало развитию в Японии искусства скульптуры, поскольку отправление буддийских культов требовало скульптурного изображения Будд, бодисатв и т.п. Одной из наиболее древних статуй является статуя Будды в храме Гангодзи, сделанная скульптором Тори Буси в начале VII века. Будда изображен стоя. Высота фигуры 5 метров.
Миниатюрная скульптура - нэцкэ, как один из видов декоративно - прикладного искусства, получила широкое распространение в XVIII - первой половине XIX в. Появление её связано с тем, что национальный японский костюм - кимоно - не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы (трубка, кисет, коробочка для лекарств и др.) прикрепляются к поясу с помощью брелока-противовеса. Постоянными сюжетами нэцкэ были следующие: растрескавшийся баклажан со множеством семян внутри - пожелание большого мужского потомства, две уточки - символ семейного счастья. Огромное число нэцкэ посвящено бытовым темам и повседневной жизни города. Это бродячие актеры и фокусники, уличные торговцы, женщины за разными занятиями, странствующие монахи, борцы.
С большим искусством и вкусом украшаются японцами их дома, жилища, места работы и отдыха. Японцы вкладывают в икебану глубокий смысл. Это целая философия, свой особый способ понимания и познания окружающего мира. Характерно, что каждая веточка, на взгляд японцев, должна иметь определенное значение. Часто, например, высокая веточка означает небосвод, средняя - человек, а самая низкая - землю. Такое соединение трех веток именуют «триадой»: «небо, земля, человек», имеющей свои глубокие корни в духовной жизни народа, его философии. Наиболее загадочным и имеющим глубокий философский и эстетический смысл является чайный церемониал - «Тя-ною» . Это строго регламентированное искусство приготовления и питья чайного напитка в присутствии гостей.