Формирование рельефа Земли Урок географии 6 класс Совсуняк Ольга Александровна учитель географии МОУ ЦО 49 г. Тверь
РЕЛЬЕФ - это все неровности поверхности Земли Существуют две основные формы рельефа : Г О Р Ы и Р А В Н И Н Ы РАВНИНЫ - крупные формы рельефа с ровной или холмистой поверхностью . Равнины бывают низменные (низменности) 0 - 200 м, некоторые имеют высоту ниже уровня моря пример: Прикаспийская низменность - 28м возвышенные (возвышенности), 200 - 500м плоскогорья - более 500м Среднесибирское плоскогорье Валдайская возвышенность
Горы – участки земной коры, приподнятые на высоту более 500м (хребты, гряды, горные цепи) Горы делятся по высоте Низкие Хибины (высота до 1000м) Высокие (более 2000м )- Саяны Средние (высота до 2000м ) Уральские горы
Для отображения высоты рельефа используют цветовую шкалу высот и глубин (смотреть на физической карте полушарий или физической карте Российской Федерации). Задание по карте 1. Определить высоту Среднерусской и Валдайской возвышенности, Среднесибирского плоскогорья, Амазонской низменности. 2. Определить высоту над уровнем моря город Лима, город Бразилиа, Аравийский полуостров
Формирование рельефа – протекает миллионы лет 1 этап – накопление осадочного материала на дне древних морей 2 этап – превращение осадков в слои горных пород 3 этап – отступание моря и образование складчатости под действием горизонтальных движений в земной коре (внутренние силы Земли) 4 этап - действие внешних сил Земли : текущей воды, ветра, действия снега и льда, приливов и отливов, колебания температуры по сезонам года и превращение гор в равнины
1 этап – накопление осадочного материала на дне древних морей
2 этап – превращение осадков в слои горных пород
3 этап – отступание моря и образование складчатости под действием горизонтальных движений в земной коре (действие внутренних сил Земли)
этап - действие внешних сил Земли : текущей воды, ветра, действия снега и льда, приливов и отливов, колебания температуры по сезонам года и превращение гор в равнины
Внутренние и внешние силы Земли, действуя постоянно и одновременно, формируют поверхность нашей планеты. Наука, изучающая строение Земли, называется геология Раздел географии, изучающий поверхность Земли, называется геоморфология К внутренним силам относятся: К внешним силам относятся: Вулканизм, медленные тектонические движения земной коры (смятие в складки горных пород) землетрясения – быстрые тектонические движения земной коры, метаморфизм (изменения горных пород под влиянием давления, и температуры) жизнедеятельность организмов, сила тяжести, колебания температуры, текучие воды, атмосферные осадки, работа морей и озер, процессы в зонах «вечной мерзлоты», деятельность ветра
Действие внешних сил Земли За миллионы лет река Колорадо силой текущей воды полностью изменила рельеф
Проникая в трещины, корни растений все больше дробят породы, превращая их в обломки Действие внешних сил Земли
Действие внешних сил Земли Сила падающей воды преобразует рельеф
Действие внешних сил Земли Сила приливной волны разрушает и выравнивает берега морей и океанов
Действие внешних сил Земли Работа ветра меняет облик поверхности
Совместная деятельность внутренних и внешних сил Земли Вулканы – формы рельефа, созданные внутренними силами Волны, воды, ветер, приливы (внешние силы) разрушают вулканические породы, превращая их в мелкий обломочный материал. Пляжи Канарских островов
Вывод: Внутренние и внешние силы Земли, действуя постоянно и одновременно, формируют поверхность нашей планеты
Вопросы по уроку 1. Назовите главные формы рельефа Земли? 2. Определите высоту гор и равнин Амазонская низменность, Индо-Гангская низменность, Казахский мелкосопочник, горы Анды, Гималаи, Кордильеры, Скандинавские горы. 3.На какие группы по абсолютной высоте делятся горы и равнины? 4. Какие внешние силы изменяют рельеф нашей планеты? 5. Назовите внутренние силы, изменяющие лик Земли.
Домашнее задание 1. Вынести на контурную карту горы Кордильеры, Анды, Гималаи, Скандинавские горы, Уральские горы. Вынести на контурную карту Великую китайскую равнину, Западно-Сибирскую, Амазонскую низменность, Среднесибирское плоскогорье. 3. Определить высоту точки с координатами 45◦ с.ш.80◦ в.д., 47◦ с.ш., 48◦ в.д.
Используемые материалы Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. География. Природа Земли и человек. 6 класс. Учебник. - М.: Мнемозина, 2008. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова .Начальный курс географии 6 класс. Учебник.- М.: Дрофа, 2007 3. Геология с элементами геоморфологии. Якушова А.Ф. Изд.- во МГУ, 1978 4. Фотографии http://go.mail.ru/search_images