География сельского хозяйства Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2/3 территории Франции (35,5 млн. га в 1973 году); все более уменьшается доля пашни и растут площади, покрытые травами, что вязано с усилением животноводческой специализации сельского хозяйства. Пашня занимает 16,8 млн. га, многолетние насаждения – 2,2 млн. га (виноградники и сады), пастбища и сенокосы – 13,9 млн. га, под лесом 14,5 млн. га. Структура сельского хозяйства по стоимости продукции в %: растениеводство 43,3, в том числе зерновые 16,0, овощи и фрукты 9,0, виноград (на вино) 8,5; животноводство 56,7, в том числе производство мяса 26,1, молока 18,6, битой птицы и яиц 7,7. Растениеводство среднеевропейского и среднеземноморско-субтропического типов. По сборам зерновых Франция среди капиталистических стран уступает только США, Индии и Канаде. Главная зерновая культура – пшеница (около ½ всего сбора зерна), основной район ее производства – низменность на севере с траны. Выросло значение кукурузы и ячменя; в дельте Роны – рисоводство. Посевы сахарной свеклы, как и сахарные заводы, сосредоточены на севере. Из-за уменьшения продовольственного использования теряет свое значение картофель. Важное значение имеет виноградарство (1-е в мире по сбору винограда). Основная часть урожая используется для производства вина, из-за перепроизводства вина проводится политика ограничения виноградарства. Виноградники распространены почти повсеместно (за исключением северных районов Франции). Главные районы производства винограда и виноделия: провинции Лангедок, Шампань, Бургундия, Турен, район г. Бордо, Гасконь. В южных районах распространена культура оливы. Производство овощей и фруктов развито повсеместно. Эти отрасли служат основой хозяйства многих районов (долины рек Рона, Гаронна и Луары, провинции Руссильон, северное побережье провинции Бретань), снабжающих овощами и фруктами города и промышленные районы, в первую очередь Париж. Основная продукция плодовых – яблоки, груши, персики, цитрусовые (о. Корсика).
Внешняя торговля Объем внешнеторгового оборота Франции за годы после 2-й мировой войны существенно увеличился; по размерам экспорта и импорта Франция среди капиталистических стран уступает лишь США, ФРГ и Японии. В экспорте капиталистических стран доля Франции составила свыше 6,9%, импорта – свыше 6,7%. На мировом рынке Франции принадлежит видная роль экспортера машинного оборудования и транспортных средств (автомобили, суда, самолеты), продуктов сельского хозяйства (зерно, скот, молочные продукты, вина), а также черных металлов и алюминия, химикатов, изделий легкой промышленности. Основные статьи импорта: машины и оборудование, целлюлоза, каменный уголь, нефть, цветные металлы, хлопок, шерсть, древесина, хвойных и тропических пород. Около ½ внешнеторгового оборота Франции приходится на страны ЕЭС; главный торговый партнер Франции – ФРГ, торговля с которой, как и США, ведется с большим пассивом. Растет торговля Франции с бывшими социалистическими странами, в том числе с Россией. Франция является одним из главных районов международного туризма. Ежегодно страну посещает 10-15 млн.
Экономические районы Парижский район Ведущий район Франции. Он выделяется своей обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем. Промышленность Большого Парижа дает свыше ¼ промышленной продукции Франции (по стоимости). Большое экономическое значение имеет долина нижней Сены с городами Руан и Гавр – главный выход к морю для Парижского района и крупнейший в районе после Париже сгусток промышленности. Северный район Старый индустриальный район с разносторонней структурой, 1-й район по текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и стали и добычи угля (после Восточного района); национальное значение имеет производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов, стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажное и кружевное производство. Главная группа текстильных предприятий находится в 3-х слившихся городах – Лилле, Рубе и Туркэне. Основная часть шахт, электростанций, металлургических, химических и машиностроительных заводов размещена на территории угольных бассейнов (центры – Валансьенн, Дуэ, Дене). Выросло значение Дюнкерка – порта и промышленного центра (новые крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие заводы).
Охрана окружающей среды. География туризма Во Франции свыше 3000 охраняемых территорий. Значительное число заповедников или национальных парков сосредоточено в горах (например, национальные парки Вануаз и Пельву в Альмах, заповедник Кеувель в Перинеях). Имеются заповедники, в которых охраняются преимущественно птицы (например, Камарг в дельте Роны – фламинго, утки, чайки, кулики; Ле-Сет-Иль на островах северо-запада страны – чистики, чайки, бакланы, кулики). Франция – одна из самых посещаемых туристами страна. Там несомненно есть на что посмотреть: Лувр, Эйфелева башня, Собор парижской богоматери, Версальский дворец, пещера Ласко…
Экономика Париж, прежде всего известный производством предметов роскоши. Ведущими отраслями является автомобиле- и машиностроение, металлообработка, химическая промышленность, производство электроприборов. Наибольшие автомобильные заводы - Рено и Ситроен. За счет сокращения промышленного производства последними десятилетиями существенно изменилась структура занятости: люди, которые потеряли рабочие места на промышленных предприятиях, перешли к сфере обслуживания. Сегодня здесь работают 85% занятого населения Парижа. В 2005 году ВВП парижского региона составлял Ђ478,7 млрд (US$595,3 млрд), то есть благодаря сосредоточению национальных и международных фирм в городе Париж обеспечивает приблизительно треть ВВП страны. Транспорт Самым удобным и самым быстрым транспортом Парижа считают метро, которое состоит из 16 линий (14 полных и 2 дополнительных; некоторые линии имеют на концах разветвление) общей протяжностью 212,5 км., которая делает его одним из наибольших в мире. Также существует региональное экспресс-метро (RER) - линии пригородных электричек, которые проходят в городе под землей и пересекаются с линиями метро. Сеть RER состоит из 5 линий. Из 1992 года в Париже опять начали строить трамвайные линии, уничтоженные в 60-70-ые годы. В Париже функционирует второй по величине речной порт в Европе. Париж обслуживают три международных аэропорта.
Животноводство. Лесное хозяйство. Рыболовство Имеет мясомолочное направление, усилилось значение свиноводства и птицеводства. По производству мяса Франция уступает в Западной Европе только ФРГ, а по производству молока занимает 1-е место. Разведение крупного рогатого скота особенно развито на северо-западе и в горных районах на альпийских пастбищах; свиноводство – в Бретани, Эльзасе, на севере и юге западе – в районе, где кукуруза или картофель, а также отходы пищевой промышленности служат кормовой базой. Овцеводство сохраняет значение главным образом на юге Центрального массива Франции и в Южных Альпах. В Парижском и Северном районах интенсивность животноводства выше, чем в других районах. Удойность коров (в среднем за год) 2808 кг. Основная часть лесов (72% лесопокрытой площади в 1975 году) принадлежит частному сектору, меньшая – коммунам (17%) и государству (11%). Заготовка древесины 31,3 млн. плотных м3. Главный район лова – Атлантический океан. Улов рыбы 806 тыс. тонн. Главные рыболовные порты – Булонь и Лорьян, Ла-Рошель. Устричный промысел (до 70% мирового сбора устриц).
Восточный район Главный металлургический район Франции (Лотарингия). Тяжелая промышленность выросла на основе использования местной железной руды, угля, калийной и каменной соли. Металлургические заводы размещены в основном по берегам рек Мозель, Орн, Фенн, Шьер (города Тионвиль, Лонгви, Айанж и др.). Вогёзы и Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности Франции (около ½ производства). Вогёзы – крупный поставщик древесины и бумаги. Крупнейший город района Страсбург – столица Эльзаса, порт и промышленный центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте – автомобилестроение (заводы «Пежо» в Сошо-Монбельяр), производство часов, изделий точной механики (Безансон). Другие крупные промышленные центры – Канси, Мюлуз, Бельфор. Лионский район Промышленный район, занимает 3-е место во Франции после Парижского и Западного районов по числу жителей и 2-е (после Парижского) по объему промышленного производства. Основные отрасли промышленности: гидроэнергетика, металлургия (качественной, специальной стали, алюминия – 1-е место во Франции), машиностроение, химия (особенно промышленность органического синтеза в окрестностях Мюна. резиновые заводы Клермон-Феррана), текстильное (1/2 национального производства тканей из химического волокна), пищевое, кожевенно-обувное производство, производство спортивного инвентаря. Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвисан и другие); в Альпах – альпинизм, туризм, базы зимнего спорта. Главные города – Лион, Сент-Этьенн, Гренобль, Клермон-Ферран.
Западный район Промышленно-аграрный, с развитым животноводством. В долинах рек Луара и Шаранта много садов и виноградников (производство коньяков в городе Коньяк). Добыча железных и урановых руд. Рыболоводство переработка рыбы, устричный промысел. Промышленный потенциал района с конца 50-х гг. заметно вырос в результате государственно-монополистической политики децентрализации и подъема аграрных районов. Юго-Западный район Промышленно-аграрный район занимает главным образом Аквитанскую низменность с примыкающими к ней склонами Пиренеев и юго-западной частью Центрального массива. Район имеет значительные сырьевые ресурсы; занимает 1-е место во Франции по добыче газа (Лак) и нефти (Парантис), лесозаготовкам (в Ландах). Развита авиаракетная промышленность (Тулуза, Бордо), отдельные предприятия алюминиевой, химической и пищевой промышленности. В Пиренеях, вблизи ГЭС, размещены энергоемкие отрасли металлургической и химической промышленности. В ряде департаментов основная часть жителей занята в сельском хозяйстве, виноградарстве. Бордо и Тулуза – промышленные и торгово-транспортные центры района.
Среднеземноморский район Промышленно-аграрный и курортный район. С начала 60-х гг. население быстро растет. Интенсивное высокотоварное сельское хозяйство, специализированное на производство винограда, овощей фруктов, в горах – на овцеводстве. Развита пищевая промышленность. Выдающееся значение в экономике района имеют курорты (Французская Ривьера с центрами в Ницце и Канне, новые курорты на берегах Лангедока) и портово-промышленный комплекс Марселя (города-спутники, порты – Бер, Лавера, Фоссюр-Мер и другие) с нефтеперерабатывающей, нефтехимической, металлургической (Фос), судостроительной, авиационной, пищевой промышленностью.