Дж.Дж.Томсон английский физик, основатель научной Исследовал прохождение электрического тока через разреженные газы. Открыл (1897) электрон и определил (1898) его заряд. Предложил (1903) одну из первых моделей атома. Один из создателей электронной теории металлов. Нобелевская премия (1906)
Модель «кекса»: Положительный заряд равномерно распределен по всему объему атома, а отрицательные заряды случайным образом внутри атома.
Взаимодействие α-частицы с атомом золота: α-частица проходит через атом золота практически не взаимодействуя с ним.
Э.Резерфорд английский физик, один из создателей учения о радиоактивности и строении атома, основатель научной школы, Открыл (1899) альфа- и бета-лучи и установил их природу. Создал (1903, совместно с Ф. Содди) теорию радиоактивности. Предложил (1911) планетарную модель атома. Осуществил (1919) первую искусственную ядерную реакцию. Предсказал (1921) существование нейтрона. Нобелевская премия (1908).
Опыты Резерфорда: Рассеивание α – частиц при прохождении через золотую фольгу
Планетарная модель: Положительный заряд сконцентрирован в центре в малом объеме, отрицательные заряды движутся вокруг центра на разных расстояниях.
Взаимодействие α-частицы с атомом золота: α-частица изменяет направление движения практически на противоположное при взаимодействии с атомом золота
Состав атома: ē (z) – электрон – отрицательно заряженная частица (с зарядом «-1», m=0) – порядковый номер в таб. Менделеева. p - протон – положительно заряженная частица (с зарядом «+1», m=1) – p = z. n - нейтрон – нейтральная частица (с зарядом «0», m=1) – n = A – z. A – массовое число
Протонно-нейтронная модель атома:
Смысловое чтение: Брюсов, «Мир электрона». Быть может, эти электроны – Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет; Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет.
Заполнение кластера:
Ответить на вопросы: - Какой результат ты получил за урок физики? Испытывал ли трудности при достижении этого результата? Преодолел возникшие трудности: самостоятельно, с помощью учителя или одноклассника? Достиг цели поставленной перед собой в начале урока?