В своем послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года президент Дмитрий Медведев основным тезисом выдвинул следующее предложение: В своем послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года президент Дмитрий Медведев основным тезисом выдвинул следующее предложение: «Мы должны создать умное государство.» Есть ли у нашей страны возможности для этого?
расширить представление об истории русской науки и техники; расширить представление об истории русской науки и техники; способствовать формированию положительной нравственной оценки деятельности во имя науки, прогресса; воспитывать уважительное отношение к людям умственного труда; способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ; побуждать учащихся к техническому творчеству.
Все помнят грустный рассказ Н. Лескова «Левша». Герой рассказа - талантливый русский умелец-самоучка - удивил европейцев своим искусством, но, вернувшись на Родину, умер в безвестности. Его искусство Родине не пригодилось. Левша - это образ сказочный, выдуманный писателем. Но как много таких левшей было в истории России! Тогдашние власти не доверяли своим талантам, предпочитая завозить мастеров из-за границы. И многие изобретатели и умельцы жили в бедности, умерли в безвестности. Часто они были первопроходцами, первооткрывателями в науке и технике. Все помнят грустный рассказ Н. Лескова «Левша». Герой рассказа - талантливый русский умелец-самоучка - удивил европейцев своим искусством, но, вернувшись на Родину, умер в безвестности. Его искусство Родине не пригодилось. Левша - это образ сказочный, выдуманный писателем. Но как много таких левшей было в истории России! Тогдашние власти не доверяли своим талантам, предпочитая завозить мастеров из-за границы. И многие изобретатели и умельцы жили в бедности, умерли в безвестности. Часто они были первопроходцами, первооткрывателями в науке и технике.
- Иван Иванович Ползунов изобрел первый в мире паровой двигатель. - Иван Иванович Ползунов изобрел первый в мире паровой двигатель. - Иван Петрович Кулибин изобрел множество оригинальных машин. - Отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз. - Друг Пушкина Павел Львович Шиллинг построил первый в мире электромагнитный телеграф. - Павел Николаевич Яблочков и Александр Николаевич Ладыгин придумали первую в мире электролампочку. - Александр Федорович Можайский сконструировал и сделал первый в мире самолет. - Александр Степанович Попов первым в мире сделал радио приемник.
Это настоящие русские самородки, которые занимались изобретательством на свой страх и риск - покупали материалы, инструменты, ставили опыты, не получая за это ни денег, ни славы. К сожалению, их идеи не получили поддержки на родине, а слава первенства досталась заграничным мастерам, которые сделали эти открытия значительно позже. Это настоящие русские самородки, которые занимались изобретательством на свой страх и риск - покупали материалы, инструменты, ставили опыты, не получая за это ни денег, ни славы. К сожалению, их идеи не получили поддержки на родине, а слава первенства досталась заграничным мастерам, которые сделали эти открытия значительно позже. Сегодня мы поговорим о тех, кто стоял у самых истоков российской науки и техники, о талантливых мастерах, изобретателях, инженерах, ученых.
«Механик-самородок» - рассказ о выдающемся русском механике-изобретателе Иване Петровиче Кулибине. «Механик-самородок» - рассказ о выдающемся русском механике-изобретателе Иване Петровиче Кулибине. Он родился в семье мелкого торговца в Нижнем Новгороде. В юности он освоил слесарное и токарное мастерство и в совершенстве изучил часовое дело. Открыл мастерскую по ремонту часов. Четыре года мастерил диковинные часы. Когда закончил, показал знакомому купцу. Тот ахнул от восхищения и посоветовал отправить это чудо в Петербург, к самой императрице Екатерине II.
Рассказ о создателе «огненной машины». Это Иван Иванович Ползунов - гениальный русский изобретатель-самоучка. Он создал первую паровую машину - паровой двухцилиндровый двигатель. Рассказ о создателе «огненной машины». Это Иван Иванович Ползунов - гениальный русский изобретатель-самоучка. Он создал первую паровую машину - паровой двухцилиндровый двигатель.
Иван Ползунов поставил перед собой задачу по тому времени невиданной смелости - ручной труд и водяной двигатель заменить «огненной машиной». Сначала он разработал чертежи. Это был двухцилиндровый паровой двигатель. В тяжелых условиях рабочие изготовили детали этой машины всего за 13 месяцев. Причем некоторые «детальки» весили почти 3 тонны! Машина была собрана, но увидеть ее в работе И. Ползунову не пришлось - он умер от непосильного труда и болезни. Он так и не узнал, что всего за 2 месяца паровая машина не только полностью окупила себя, но и дала большую прибыль. Хозяева обращались с машиной по-варварски, в конце концов паровой двигатель сломался. Они разобрали машину, и про изобретение Ползунова все забыли. А через 16 лет такую машину сделал англичанин Джеймс Ватт, которому и присвоили пальму первенства. Иван Ползунов поставил перед собой задачу по тому времени невиданной смелости - ручной труд и водяной двигатель заменить «огненной машиной». Сначала он разработал чертежи. Это был двухцилиндровый паровой двигатель. В тяжелых условиях рабочие изготовили детали этой машины всего за 13 месяцев. Причем некоторые «детальки» весили почти 3 тонны! Машина была собрана, но увидеть ее в работе И. Ползунову не пришлось - он умер от непосильного труда и болезни. Он так и не узнал, что всего за 2 месяца паровая машина не только полностью окупила себя, но и дала большую прибыль. Хозяева обращались с машиной по-варварски, в конце концов паровой двигатель сломался. Они разобрали машину, и про изобретение Ползунова все забыли. А через 16 лет такую машину сделал англичанин Джеймс Ватт, которому и присвоили пальму первенства.
Рассказ о тех, кто изобрел паровоз. Это Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, отец и сын, - замечательные русские изобретатели-самоучки. Они были крепостными уральских горнозаводчиков Демидовых. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33 года сын получили вольную за изобретательскую деятельность. Демидовы поддерживали талантливых механиков, посылали их в Петербург, Швецию, Англию для ознакомления с достижениями техники. Русские самородки знакомились там с техническими новинками, перенимали передовой опыт. Рассказ о тех, кто изобрел паровоз. Это Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, отец и сын, - замечательные русские изобретатели-самоучки. Они были крепостными уральских горнозаводчиков Демидовых. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33 года сын получили вольную за изобретательскую деятельность. Демидовы поддерживали талантливых механиков, посылали их в Петербург, Швецию, Англию для ознакомления с достижениями техники. Русские самородки знакомились там с техническими новинками, перенимали передовой опыт.
Рассказ о тех изобретателях, которые эмигрировали из России и прославились в Америке. Рассказ о тех изобретателях, которые эмигрировали из России и прославились в Америке. Многие талантливые инженеры, ученые, изобретатели эмигрировали из России после революции 1917 г. Одного из них, Владимира Козьмича Зворыкина, сами американцы назвали «подарком России американскому континенту». 9 мая 1911 года петербуржский профессор Борис Львович Розинг и его ассистент Владимир Козьмич Зворыкин (впоследствии — создатель первого в мире электронного микроскопа) смогли передать изображения предметов с механического зеркального сканера на кинескоп. Это была первая в мире телевизионная передача. Впоследствии Зворыкин уехал в США и создал очень неплохую электронно-лучевую трубку для Вестингхауза (см. фото). Зворыкина считают создателем телевидения. Но кроме этого он придумал приборы ночного видения, систему автоматической посадки самолета, компьютерный томограф, радиозонды для исследования внутренних органов человека, электронный микроскоп, читающее телевизионное устройство для слепых. Он был автором 180 крупных изобретений. Каждое из них могло бы прославить любого изобретателя.
Еще один подарок Америке от России - это Игорь Иванович Сикорский - выдающийся русский ученый-авиаконструктор. Он родился в России, здесь же получил инженерное образование. В 23 года он стал главным конструктором Русско-Балтийского завода и самым молодым авиационным изобретателем в мире. Он построил первый в мире многомоторный самолет «Витязь (впоследствии «Илья Муромец»), на котором были установлены мировые рекорды грузоподъемности и дальности полета. Еще один подарок Америке от России - это Игорь Иванович Сикорский - выдающийся русский ученый-авиаконструктор. Он родился в России, здесь же получил инженерное образование. В 23 года он стал главным конструктором Русско-Балтийского завода и самым молодым авиационным изобретателем в мире. Он построил первый в мире многомоторный самолет «Витязь (впоследствии «Илья Муромец»), на котором были установлены мировые рекорды грузоподъемности и дальности полета.
Очень ценным подарком Америке оказался еще один русский ученый, академик Владимир Николаевич Ипатьев. Он занимал высокий пост в СССР, в 1930 г. приехал в научную командировку в США, где ему выделили первоклассную лабораторию. Он был вынужден остаться в США, потому что в сталинской России его ждали преследования. В Америке Ипатьев разработал способ получения бензина из конденсата нефти. Раньше этот конденсат просто сжигали на нефтяных месторождениях. В Америке высоко оценили заслуги ученого. В 1937 г. он был признан человеком года в США, стал известным и богатым человеком. Академик Ипатьев считал, что русская химическая школа - лучшая в мире, поэтому принимал на работу в свою лабораторию только русских либо говорящих на русском языке. Очень ценным подарком Америке оказался еще один русский ученый, академик Владимир Николаевич Ипатьев. Он занимал высокий пост в СССР, в 1930 г. приехал в научную командировку в США, где ему выделили первоклассную лабораторию. Он был вынужден остаться в США, потому что в сталинской России его ждали преследования. В Америке Ипатьев разработал способ получения бензина из конденсата нефти. Раньше этот конденсат просто сжигали на нефтяных месторождениях. В Америке высоко оценили заслуги ученого. В 1937 г. он был признан человеком года в США, стал известным и богатым человеком. Академик Ипатьев считал, что русская химическая школа - лучшая в мире, поэтому принимал на работу в свою лабораторию только русских либо говорящих на русском языке.
Один из журналистов, оценивая вклад российских изобретателей в американскую культуру, как-то пошутил, что русские в Америке придумали все, кроме «Мальборо». Один из журналистов, оценивая вклад российских изобретателей в американскую культуру, как-то пошутил, что русские в Америке придумали все, кроме «Мальборо». Американцы, которые приезжают в Россию, никак не могут понять, почему наша страна, в которой столько талантливых, трудолюбивых людей, столько природных богатств, живет беднее других стран. Как бы вы ответили на этот вопрос?
Как вы думаете, в наше время что-то изменилось? Научились ли мы ценить и беречь свои богатства? Много ли у вас дома вещей и техники отечественного производства? Как вы думаете, в наше время что-то изменилось? Научились ли мы ценить и беречь свои богатства? Много ли у вас дома вещей и техники отечественного производства? Представьте себе, что вас выбрали президентом, что бы вы сделали, чтобы помочь нашим ученым, инженерам, изобретателям? Мы сегодня говорим oб изобретателях, о том, что у нас в России не ценили и не ценят своих талантов. Но почему же тогда люди все-таки занимаются техническим творчеством, что-то изобретают?
Зачем люди занимаются наукой, изобретательством? Зачем люди занимаются наукой, изобретательством? На этот вопрос действительно много ответов. Но мне кажется, что наиболее точно ответил на этот вопрос Кулибин: изобретательство - это такое занятие, которое «вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу». Любим ли мы сами что-то изобретать, мастерить?
Изобретательство, техническое творчество - это действительно очень увлекательное занятие. Может быть, юные изобретатели и не станут известными учеными, конструкторами, но они всегда найдут, чем заняться и чем наполнить душу. Изобретательство, техническое творчество - это действительно очень увлекательное занятие. Может быть, юные изобретатели и не станут известными учеными, конструкторами, но они всегда найдут, чем заняться и чем наполнить душу.
Мы живем в век научно-технической революции. Каждый день совершаются новые открытия, создаются новые машины, облегчающие нашу жизнь. Все эти достижения цивилизации - результат труда многих людей, но каждое начиналось когда-то с идеи, с открытия, сделанного великим изобретателем. Россия действительно очень богатая страна. Но главное ее богатство - не нефть, не золото, не природные ископаемые, а люди. «Часто мне кажется, что у нас слишком много талантливых людей, и потому их не ценят» - это слова одного из русских эмигрантов, который не нашел понимания и успеха на родине. Я очень надеюсь, что новые российские левши, ученые, изобретатели все-таки найдут применение своим силам в России, что их мастерство и таланты будут служить процветанию нашего Отечества. Мы живем в век научно-технической революции. Каждый день совершаются новые открытия, создаются новые машины, облегчающие нашу жизнь. Все эти достижения цивилизации - результат труда многих людей, но каждое начиналось когда-то с идеи, с открытия, сделанного великим изобретателем. Россия действительно очень богатая страна. Но главное ее богатство - не нефть, не золото, не природные ископаемые, а люди. «Часто мне кажется, что у нас слишком много талантливых людей, и потому их не ценят» - это слова одного из русских эмигрантов, который не нашел понимания и успеха на родине. Я очень надеюсь, что новые российские левши, ученые, изобретатели все-таки найдут применение своим силам в России, что их мастерство и таланты будут служить процветанию нашего Отечества.
Сегодня мы обсуждаем очень непростые вопросы. Почему люди занимаются наукой, изобретательством? Почему в России не ценят таланты? Как помочь ученым и изобретателям? Сегодня мы обсуждаем очень непростые вопросы. Почему люди занимаются наукой, изобретательством? Почему в России не ценят таланты? Как помочь ученым и изобретателям? Эти вопросы до сих пор вызывают споры и обсуждение среди ученых и политиков. И однозначного ответа на этот вопрос пока не найдено. Должны ли мы, подростки, вообще задумываться о таких вещах или мы сегодня зря «прожигаем» время?