Формирование познавательных интересов у учащихся на уроках физики
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет». К.Д. Ушинский
Интерес является действенным, реальным мотивом учения. Проблема воспитания интереса учащихся к физике была и остается актуальной в современной школе. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждение, то есть способствует воспитанию высоконравственной личности. Это основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качестве знаний, формированию познавательных мотивов учения.
Интересный урок можно создать за счет следующих условий: Личности учителяСодержания учебного материала Ученику просто нравится содержание данного предмета и он с интересом занимается.3. Мотивов и приемов обучения.
Чтобы вызвать интерес к предмету нужно создать мотив Психолого-педагогическая наука рассматривает мотив как побуждение к деятельности. Под учебным мотивом понимается весь комплекс побудителей учебной деятельности. Процесс реализации мотивов называется мотивацией.
1. Познавательные - Широкие познавательные: ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями. - Учебно-познавательные: ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний.- Самообразование: ориентация на приобретение дополнительных знаний и на построение специальной программы самосовершенствования.
2. Социальные - Широкие социальные мотивы. Долг и ответственность, понимание социальной значимости учителя. - Узкие социальные мотивы. Стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.- Мотив социального сотрудничества: ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком.
Источники влияющие на становление интереса ребят к учению. 1. Содержание учебного материала.- Новизна материала- Обновление усвоенных знаний - Историзм преподавания- Ознакомление с современными научно-техническими достижениями - Показ практического значения и необходимости знаний
Источники влияющие на становление интереса ребят к учению. Организация учебной деятельности- Использование различных форм самостоятельных работ. - Проблемное обучение.- Постановка практических работ (исследовательских, творческих)
Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у учащихся к изучению физики Работа с кроссвордом Составление кроссвордов Кроссворд наоборот (составление вопросов к уже разгаданному кроссворду)
Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у учащихся Составление и разгадывание ребусов
Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у учащихся Использование фрагментов литературных произведений (сказки, стихотворения, пословицы). Из романа «Евгений Онегин»Татьяна пред окном стояла,На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душаПрелестным пальчиком писалаНа отуманенном стеклеЗаветный вензель О да Е.Вопрос: какое физическое явление при этом происходило?(Конденсация водяного пара)
Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у учащихся Составление задач с использованием сказочных персонажей.
Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у учащихся - Карточки обратной связи (сигнальные карточки) - Физическое домино
Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у учащихся Использование на уроках физических игр: «Найди лишний предмет», «Самый умный».
Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у учащихся - Приобщение учащихся к творческой и исследовательской работе.- Участие в городских и школьных научно-практических конференциях.
Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у учащихся Постановка экспериментов и изготовление наглядных пособий для демонстрации опытов.
Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у учащихся Создание проблемной ситуации с помощью постановки соответствующих вопросов, например:- Почему пирожки, которые лепят из песка дети не рассыпаются? (смачивание)Почему отклоняется стрелка гальванометра, если концы проводов, идущих от гальванометра воткнуть в соленый помидор, лимон? (гальванические элементы)Почему иногда падает споткнувшийся человек? (инерция) Постановка вопросов как правило сопровождается демонстрацией соответствующих опытов.
Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у учащихся Тематические экскурсииУроки семинарыУроки лекцииКВНДеловые игрыМозговые атаки
Формы занятий и приемы способствующие воспитанию интереса у учащихся - Использование примечательных исторических событий и фактов, яркие рассказы о жизни и деятельности ученых. - Ознакомление учащихся с достижениями современной физики.
Формы занятий и приемы способствующие формированию интереса к физике - Курсовые работы в старших классах. - Уроки зачеты- Подготовка докладов и рефератов.
Заключение Необходимо помнить, что средством развития интереса вышеперечисленные приемы становятся лишь в том случае, если они используются в арсенале средств и методов обучения. В противном случае все эти приемы носят лишь развлекательный характер, не достигают цели, а порой уводят учащихся от необходимости серьезного изучения предмета. Необходимо создавать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку.