МОУ СОШ №1 Проект по физике «Аналогии в курсе физикисредней школы» Выполнил: Кривко Артем 11А класс Научный руководитель: Рыжакова Вера Викторовна, учитель физики высшей категории.
Цель: Выяснить, какие аналогии используются в курсе физики средней школы.
Задачи: Найти материал в справочной, научно-популярной литературе, Интернете об аналогиях.Классифицировать аналогии.Рассмотреть примеры аналогийВ механикеВ электродинамикеПровести эксперимент – проверить аналогию волчка и магнита.Решить задачи методом аналогий.Сделать выводы.
План: Введение.Гармонические колебания и движение по окружности.Поступательное и вращательное движения.Электромагнитные и механические аналогии.Применение аналогии при решении задач.Волчок и магнит.Заключение.Список используемой литературы.
Терминологическая справка АНАЛОГИЯ – сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии — знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез.
Гармонические колебания и движение по окружности.
Задача Найти максимальную скорость груза на пружине в вязкой среде при действии на него переменной силы F=10sin10t. Масса - груза 0,1 кг, жесткость пружины 2 Н/м, вязкость среды 1 Н* м/с.
Решение: Из закона Ома для переменного тока максимальная сила токаУстановил соответствия характеристик механической и электрической систем: f U; ß R ;m L;К 1/C.Учитывая аналогичность систем, получил: =При подстановке следующих данных:F = 10Н, ω = 10с-1, ß = 1 Н•м/с, m = 0,1кг, K = 2 Н/м окончательно получил = 1,28 м/с. Ответ: =1,28 м/с
Заключение: Метод аналогии рассматривает новые вопросы, сопоставляемые с изученными ранее.Рассмотренные аналогии позволяют более глубоко проникнуть в процесс обучения физики средней школы.В этой работе рассмотрена лишь небольшая часть аналогий, которые можно использовать на уроках физики и на факультативных занятиях, элективных курсах, кружках.Я считаю, что важное значение аналогии имеют как для учащихся имеющих сложности в обучении, так и для учащихся, которые хотят более глубоко понять физические процессы, явления и понятия.Аналогии позволяют решать задачи повышенного уровня сложности, олимпиадного характера, в которых рассматриваются процессы не изучаемые в курсе средней школы.Аналогии широко используются в научных исследованиях.
Список используемой литературы: Я. А. Смородинский «Похожие движения» Дроздов В. Г. Аналогии при изучении колебательных систем в 10 классе. //Физика в школе// №3, 1991 г. Мукусиев Б. А. Использование аналогии при решении физических задач. //Физика в школе// №6, 1991 г. http:// www. students.ru