ПРЕЗЕНТАЦИЯ Лекция «СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ» (часть 2)
Рассматриваемые вопросы: 1.Культура, цивилизация, формация. 2.Глобальные проблемы и будущее человечества. 3.Человек и культура.
ЭПИГРАФ «В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации. Это – тема об ожидающей нас судьбе» Н. Бердяев
1.Культура, цивилизация, формация. КУЛЬТУРА. Духовный прогресс предполагает, прежде всего, рост культуры. Отметьте, что понятие «культура» появляется в эпоху Просвещения. До этого оно употреблялось лишь функционально: CULTURA JURIS (выработка правил поведения), CULTURA SCIENTIAS (употребление знаний), CULTURA LITTERARUM (совершенствование письменности». В классической латыни слово «культура» употреблялось в смысле «возделывание земли» (AGRI CULTURA).
КУЛЬТУРА У Цицерона оно впервые используется для обозначения духовной культуры:«CULTURA ANIMI AUTEM PHILOSOPHIA EST» («но культура духа есть философия»). Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
КУЛЬТУРА Во всяком обществе создаётся своеобразная, уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла бы образоваться в другом месте и в другое время. Каждая исторически определённая культура имеет свои положительные стороны, которыми не обладает никакая другая. Бессмысленно спрашивать, например, что «выше» или «прогрессивнее» - учение Спинозы или Гегеля, произведения Шекспира или Льва толстого, Библия или Коран.
Важнейшие составляющие культуры: язык, понятия (концепты) и знаковые системы; отношения; ценности и правила (нормы) поведения людей.
ОТЛИЧИЕ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ Культура есть явление внутреннее и органическое, она захватывает самую глубину человеческой души, слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно и не требует всей полноты душевного участия, как писал об этом И.Ильин. Культура же предполагает определённую степень нравственности и не сводится просто к образцам поведения.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ Что означает термин «цивилизация»? Французский языковед Эмиль Бенвентист установил, что он происходит от лат. CIVIS – гражданин, а CIVILIS - это организованное, государственно-организованное общество. Впервые термин ввели в оборот французский экономист Мирабо (1757) и шотландский философ, политический мыслитель и историк А. Фергюсон (1767). Его возникновение связано с «революцией в умах», совершенной мыслителями в 17-18 веках.
ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ОБЩЕСТВО Понятие «цивилизация» появилось в 18 веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости.
ТРИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАРОДОВ Возрастающий массив этнографических сведений позволил в 19 веке закрепить ТРИ уровня развития различных народов: исходный, низший – ДИКОСТЬ; более высокий – ВАРВАРСТВО; высший – ЦИВИЛИЗАЦИЯ (американский этнограф Л. Морган, Ф.Энгельс). При этом дикость – это период от появления человека до изобретения им гончарного круга; варварство – от гончарного круга – до возникновения письменности (Генри Морган. «Древнее общество»).
ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»: 1. «Цивилизация» как заключительная стадия социокультурной эволюции, сменившая стадию варварства, подобно тому, как варварство сменило стадию дикости. 2. «Цивилизация как духовные, гуманистические противовесы, блокирующие негативные, антигуманные проявления, присущие стадии цивилизации (значение 1-е). В этом смысле говорят и о «цивилизованном обществе», о «цивилизованном человеке» в отличие от варвара и дикаря.
ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» 3. «Цивилизация» как определённый региональный тип культуры, который может характеризоваться чертами дикости, или чертами варварства и цивилизации (в 1-ом значении). 4. «Цивилизация» как заключительный агонизирующий этап определённого типа культуры, когда искусственные, механические связи сменяют связи органические. В этом значении употребляет термин «цивилизация» О.Шпенглер, говоря о закате фаустовской культуры (культуры Запада).
Генезис цивилизации Цивилизация в широком смысле означает историческую ступень развития человечества, которая началась как результат «неолитической революции» («новый каменный век» - 8-3 тыс. лет до н.э.). Или, согласно терминологии английского археолога Гордона Чайльда, как результат «аграрной революции». В этот период в различных регионах Земли, в зонах предцивилизации (протокультуры) люди совершают переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) – к хозяйству производящему (скотоводство, земледелие).
Формация Содержательная критика ранних форм европейского капитализма с его мировыми тенденциями подкрепляла точку зрения, согласно которой все общества проходят одну магистральную линию развития. В середине 19 века такой концепцией становится идея прогрессивной смены общественно-исторических (экономических) формаций, разработанная К.Марксом и Ф.Энгельсом. Общественно-экономическая формация — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и коммунистическая. В ней будущее видится как преодоление института наёмного труженика, как свободная ассоциация свободных производителей на основе роста творческого характера труда и всестороннего развития личности.
СМЕНА ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ: Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общества – вот классическая марксистская формационная «лестница» человеческой истории в её прогрессирующем развитии.
БАЗИС И НАДСТРОЙКА Структура общественно-экономической формации определяется прежде всего категориями «базис» и «надстройка». БАЗИС – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей.
НАДСТРОЙКА НАДСТРОЙКА - это совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные организации), свойственных данному обществу. С их помощью все общественные отношения делятся на МАТЕРИАЛЬНЫЕ и ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ.
2.Глобальные проблемы и будущее человечества По мнению большинства учёных, человечество стоит перед десятком острейших, неотложных проблем, затрагивающих всё мировое сообщество в целом. Эти проблемы получили название «ГЛОБАЛЬНЫХ». Их можно условно разделить на ДВЕ ГРУППЫ. К первой группе глобальных проблем относится угроза экологической катастрофы на Земле, энергетический кризис, проблемы, связанные с выживанием человечества как вида. Это глобальные проблемы типа «ОБЩЕСТВО – ПРИРОДА».
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Другая группа проблем связана с отношениями внутри человеческого общества. Сюда относятся проблемы предотвращения мировой войны и ядерной катастрофы, прекращения гонки вооружений, проблема разрыва между экономически развитыми и развивающимися странами, проблема голода, рост отчуждения между людьми.
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА По результатам отчётов Римского клубы (Дж.Форрестор, Д.-Х.Медоус и Д.-Л.Медоус), были выдвинуты 13 сценариев будущего человечества. Начнём со сценария, условно именуемого «самотёком» - всё образуется само собой, по принципу стихийно-рыночной экономики. Но, как показала компьютерная модель Медоусов (Стокгольм, 1972), развитие по такому сценарию приведёт человечество к катастрофе уже в 21 веке!
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Другой сценарий – информационное общество О.Тоффлера и Д.Белла. Оптимизм авторов держится на вере в технологический прогресс, в информационные технологии, в новое перераспределение мира на информационно развитые «метрополии» с их транснациональными корпорациями и навсегда отставшие «информационно-экологические колонии».
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА По-прежнему привлекателен антропокосмический сценарий Э.К.Циолковского – «завоевать Вселенную для блага человека». Предусматривается вынос экологически вредной индустрии с Земли в ближайший Космос, что, бесспорно, могло бы существенно ослабить проявления глобального экологического кризиса на Земле и отодвинуть в будущее его негативные последствия.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ Национальная концепция УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ США (обладает 40-50% мирового научного потенциала и к тому же обеспечена своими природными ресурсами) выглядит наиболее реально по сравнению с другими странами. Согласно этой концепции развитие должно осуществляться не в ущерб будущим поколениям. Но даже для США такой сценарий – всего лишь отсрочка, а не выход из кризиса. Хотя население увеличивается в этой стране всего на 1% в год, в 2030 году население США составит 350 миллионов, а к середине 21 века – 400 миллионов человек.
НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ Нужны принципиально иные ориентации – на сознательно регулируемое и планируемое НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ, возвращающее человечество к КО-ЭВОЛЮЦИИ общества с биосферой. Сценарии этого типа отталкиваются от идеи В.Вернадского и Тейяра де Шардена о ноосфере. Они могут быть разделены на два класса – ЭКОЭВОЛЮЦИОННЫЕ и ЭКОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ.
ТЕХНОСФЕРА Современный кризис начался в 20 веке и, по существу, есть процесс замещения биосферы ТЕХНОСФЕРОЙ. Он может закончиться эффектом опрокидывающегося айсберга. Если мы перейдём к техносфере, то должен появиться и адаптированный к ней новый ствол жизни – это КИБОРГИ (симбиоз человеческого мозга и биоинженерных устройств).
ГОМЕОСТАЗ Поддержание гомеостаза возможно 1. при существенном сокращении населения; 2. при переходе от количественных показателей роста – к показателям качественного совершенствования, то есть переходе от потребительского сообщества – к обществу идеологическому; 3. при переходе ментальности на позиции наделения природы правами, как ими наделён современный человек (Витторио Хёсле – немецкий философ-гегельянец).
ТРЕБОВАНИЕ КО-ЭВОЛЮЦИИ Если ЧЕЛОВЕЧЕСТВО хочет надолго обеспечить свое существование, ему необходимо будет применять идею права и свободы не только к человеческой природе.
Литература: Аурелио Печчеи. Человеческие качества. – М.,1980. Бердяев Н. Царство Духа и царство Кесаря // Судьба России. – М.: Сов. Писатель,1990. Гудожник Г.С. Цивилизация: развитие и современность//Вопросы философии,1986, №3. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации. – М.,1996. Лоренц Конрад. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Знание-сила,1991, №1. Питирим Сорокин. Кризис нашего времени /Человек цивилизация, общество. – М.: Политиздат,1992.
ЛИТЕРАТУРА: Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.,1990. Фёдоров Н. Соч. – М.,1982. С.301. Формация и цивилизация / Материалы «Круглого стола» //Вопросы философии, 1989, №10. Шпенглер О. Закат Европы, т. 1-2. – Пг.,1925. Штемпель Д. Население мира в 2000 году. – М.,1988. Эра роботов или эра человека? //Наука и религия, 1997 № 10.