И. В. Киреевский (1806-1856) И. В. Киреевский (1806-1856) А. С. Хомяков (1804-1860) К. С. Аксаков (1817 1860) Ю. Ф. Самарин (1819 1876)
И. В. Киреевский: Особенности русского просвещения И. В. Киреевский: Особенности русского просвещения Философия культуры Антропология: концепция целостной личности А. С. Хомяков: Философия соборности Социальная онтология: доктрина соборности Гносеология: теория целостного знания Философия истории К. С. Аксаков: Самодержавие и свобода Государство как неизбежное зло «Земля» и «Государство» Парадоксальная апология самодержавия Самодержавие и свобода Ю. Ф. Самарин: Общинность и народность Апология общинности (органического единства) Истина и народность
Девятнадцатый век (1832) Девятнадцатый век (1832) О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России (1852) О необходимости и возможности новых начал в философии (1856)
Западная Европа – наследница классической (римской) античности. Западная Европа – наследница классической (римской) античности. Обе формы западного христианства: католицизм и протестантизм – сложились в отрыве от вселенской церкви. Западноевропейская государственность возникла из внешнего завоевания.
Античная культура проникала на Русь уже преобразованная христианством. Античная культура проникала на Русь уже преобразованная христианством. Приняв христианство от Греции, Русь постоянно находилась в общении со вселенской церковью. Русская государственность самобытна: завоеватели оставались вне русского народа.
О старом и новом (1839) О старом и новом (1839) Церковь одна (1840-ые гг.) Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (1853, 1855) Ещё несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (1858) «Семирамида» (ИИИИ) (опубл. 1871-1872)
Предмет истории и её действующие лица Предмет истории и её действующие лица Жизнь всего человечества Общности (определяемые по вероисповеданиям) Новая парадигма исторической науки Народные верования как исторические источники «Поэтический инстинкт» как метод исследования Ретроспективный метод («возвратный ход») Общая схема исторического процесса «Иранство» и «кушитство» Община и дружина Россия и Европа Будущее человечества и миссия России Единение человечества на органически-духовных, а не механических (империалистических) началах
О древнем быте славян вообще и русских в частности О древнем быте славян вообще и русских в частности Краткий исторический очерк земских соборов Записка о внутреннем состоянии России (1855) О русском воззрении (1856) Ещё несколько слов о русском воззрении (1857)
Стефан Яворский и Феофан Прокопович (1840 1844) Стефан Яворский и Феофан Прокопович (1840 1844) О мнениях «Современника», исторических и литературных (1847) Два слова о народности в науке (1856) Революционный консерватизм (1875)