Философия XX ст. Миссия нашего времени заключается как раз в том, чтобы направить культуру, искусство, этику, на служение жизни. Хосе Ортега-и-Гасет
Современную философию, как и всю духовную культуру, оценивать и классифицировать трудно. Процессы должны “отстояться”. Основная черта развития философии ХХ ст. – плюрализм школ, направлений; появление новых нестандартных идей и концепций. Причина этому демократизация общественной жизни, воля является катализатором творчества, а творчество – это всегда разнообразие. Современную философию, как и всю духовную культуру, оценивать и классифицировать трудно. Процессы должны “отстояться”. Основная черта развития философии ХХ ст. – плюрализм школ, направлений; появление новых нестандартных идей и концепций. Причина этому демократизация общественной жизни, воля является катализатором творчества, а творчество – это всегда разнообразие.
Основные направления Сциентизм - мировоззрение, которое положительно оценивает социальные следствия НТР, считает главной задачей философии- обслуживание бурного развития науки. Наиболее известные школы: - позитивизм - неопозитивизм
Иррационализм - негативная реакция на НТР, осознание неравномерности технического и духовного прогресса; констатация духовного кризиса, пессимистические прогнозы будущего. В центре - человек утерян и "запущен" в современном мире. Иррационализм - негативная реакция на НТР, осознание неравномерности технического и духовного прогресса; констатация духовного кризиса, пессимистические прогнозы будущего. В центре - человек утерян и "запущен" в современном мире. Основные школы: - Психоанализ - Неофрейдизм - Философия жизни - Экзистенциализм
Позитивизм - Философское направление, основанное на принципе, что положительное сознание достигается лишь конкретными науками, а философия как наука не имеет права на существование.
Возникает в 30- те годы ХIХ ст., имеет три основные исторические формы: Возникает в 30- те годы ХIХ ст., имеет три основные исторические формы: Классический позитивизм (Огюст Конт, Е. Литтре) Махизм и емпириокритизм (Ернст Мах, Р.Авенариус) Неопозитивизм (Бертран Рассел, Л. Витгенштейн) Также известны такие течения как логический позитивизм (М.Шлик, Р.Капнап), лингвистический позитивизм (Дж.Мур) и постпозитивизм или аналитическая философия - Т.Кун, Лакатос.
“Большинство вещей и вопросов, выраженных по поводу философских проблем бессмыслица, - утверждал Л.Витгенштейн. – Бильшиство пропозиций и вопросов философии появляется из-за того, что мы не понимаем логику нашего языка" Модель мира в философии неопозитивизма Онтология Комуникация Гносеология Мир Язык Знания
Экзистенциализм – философия существования – иррационалистичний направление в современной философии. Экзистенциализм – философия существования – иррационалистичний направление в современной философии. Основатель – М.Хайдеггер, рассматривал человека не извне, не как объект наблюдения и изучения, а из середины ее феноменального мира. Что отличает философию экзистенциализма? Поворот к человеку (изучение конкретного единичного человека) Трактовки воли (выплывает из понимания сути человеческого бытия) Иррационализм (иррациональные способы постигания действительности)
“Философия экзистенциализма действительно поставила человека лицом к самым важным вопросам жизни, сделав внутренний мир человека единственным исходным пунктом для понимания всех аспектов жизни. Поэтому и не удивительно, что идеи данной философии вдохновляли многих людей в годы Второй Мировой войны”. Х.Ортега-и-Гасет “Философия экзистенциализма действительно поставила человека лицом к самым важным вопросам жизни, сделав внутренний мир человека единственным исходным пунктом для понимания всех аспектов жизни. Поэтому и не удивительно, что идеи данной философии вдохновляли многих людей в годы Второй Мировой войны”. Х.Ортега-и-Гасет
Философия жизни - Иррационалистичная философская школа, в центре которой понятие “жизнь”, как целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи.
Психоанализ - Психологическая и философская концепция, которая считает основой бытия человека полет несознательного. Основатель – Зигмунд Фрейд (фрейдизм -> неофрейдизм)
Зігмунд Фрейд (1856-1939) Изучая разного вида неврозы, З. Фрейд пришел к заключению, что они обусловлены действием довольно мощного пласта людской психики, мощного, однако невидимого, скрытого; этот пласт психики он назвал несознательным. "несознательное" и является основным понятием фрейдизма, является объектом глубоко психологического и социально-философского исследования. Влияние фрейдизма на общественную мысль в 30- те годы ХХ ст. было огромным; учение Фрейда содействовало развертыванию так называемой "сексуальной революции. Самым важным же становится то, что оно уже неопровержимо доказывало: человека и его поведение нельзя свести к умственным расчетам, что в целом человек возникает значительно более сложно, чем это казалось классической культуре.
Феноменология связана с именем Едмунда Гуссерля, который считает предметом философии царство чистых истин, априорных смыслов. Прагматизм - американская философия "действия", которая сводит суть понятий, идей, теорий к практическим операциям подчинения Н.Ч.Пирс, В. Джеймс, Джон Дьюи Неотомизм - современный этап в развитии томизма - учение Фомы Аквинского; получил официальное признание Ватикана.
Едмунд Гуссерль (1859-1938) Е.Гуссерль подчеркивал, что мы всегда имеем дело с феноменом, то есть с тем, что нам предоставлено, что перед нами появилось
Персонализм – направление теистики в современной философии, которое признает личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Представители: Н.А.Бердяев, Л.Шестов, Б.Боун. П.Рикер и др.
В основе мировоззрения – плюрализм – признание множественности мнения, воли, личностей. Личность рассматривается как основное проявление бытия. Источники личности все же кориняться в едином начале – боге. В основе мировоззрения – плюрализм – признание множественности мнения, воли, личностей. Личность рассматривается как основное проявление бытия. Источники личности все же кориняться в едином начале – боге.
Николай Бердяев (1874-1948) М.О. Бердяев в категоричной форме декларировал то, что лишь личность может нам объяснить, что есть человек, а не наоборот. Особенно же есть абсолютная, то есть божественная духовная единица, а потому она в исходном своем качестве возникает как абсолютная свобода, то есть свобода прочь от всего, в том числе и от Бога, потому что и в отношении к Богу личность имеет возможность определиться сама.
Благодарю за внимание