Философия познания Тема:
Вопросы: Познание: чувственное и рациональное. Типология видов знания( самостоятельно). Понятие истины и её критерия. Научное знание.
Гносеология (теория познания) исследует Природу человеческого познания. Формы и закономерности перехода мнение — знание. Вопрос о путях достижения истины, её критериях. Вопрос о том, как человек впадает в заблуждения и преодолевает их. Вопрос о практическом смысле достоверного знания о мире, о человеке и обществе.
Субъект познания сложная иерархия, фундаментом которой является все социальное целое.
Объект познания фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли.
Предмет познания конкретный аспект объекта познания.
Отвечая на ОВФ материалисты доказывают тезис о принципиальной познаваемости мира с привлечением всей совокупности данных науки и практики.
Знание информация о действительности.
Чувственное познание отражение предметов и процессов реальности с помощью чувств. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Рациональное познание сложный процесс, для которого характерны высокая активность и целеустремленность, абстрактность, обобщенность, проникновение в сущность объекта, выявление закономерностей его возникновения, функционирования и развития.
Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное)
Виды знания: Житейское научное Практическое Художественное религозное Социальное
Истина знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Понятие введено Парменидом в противопоставление мнению.
Классическая линия понимания истины Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель).
Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие). Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано , Э. Гуссерль) Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)
Неклассические концепции: Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун) Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах) Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)
Абсолютная истина точное, полное, верное отражение действительности. Материализм — абсолютная истина существует как цель познания, она недостижима.
Относительная истина относительно точное, полное и верное знание о реальности, которое постоянно уточняется, становится полнее.
Конкретная истина конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками.
Практика чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Гносеология обосновывает в качестве критерия практику.
Цель науки предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности
Основная задача науки выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты действительности (актуально или потенциально включённые в процесс).
Предмет Предметом научного исследования является всё. Природа — естественные и технические науки. Человек, социум — социальные и гуманитарные науки
Черты научного знания: ориентация на «предмет» и объективность; исключение субъективности, авторства; обусловленность социокультурными факторами; ограниченность предмета науки (не может заменить философию); направленность на будущее.
Постпозитивизм Основными представителями течения являются: К.Поппер И.Лакатос Т.Кун П.Фейерабенд С.Тулмин
Поппер Карл (1902-1994), английский философ и социолог, «Логика и рост научного знания», «Открытое общество и его враги» (1945)
ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ (лат. — ложный и делаю). Научным может считаться такое утверждение, которое возможно опровергнуть опытным путем и, если при попытках его опровержения, оно остается не опровергнутым.
Кун Томас (1922-1996), американский историк и философ науки, «Структура научных революций» (1962).
ПАРАДИГМА Означает совокупность научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности.
Парадигма определяет, что вообще может относиться к научным фактам, а что нет. Научная революция — это процесс смены парадигмы
Полнота научного познания реализуется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.
Научный факт фрагмент объективной действительности, зафиксированный как реально существующий и попавший в фокус ищущей мысли.
Эмпирический уровень познания нацелен на раскрытие явления, формы.
Теоретический уровень нацелен на раскрытие сущности, содержания.
Метод система принципов, приёмов, правил, требований по преобразованию действительности.
Методы эмпирического познания: наблюдение, описание и расчет, эксперимент.
Методы теоретического познания: гипотеза, закон, теория.
Общенаучные методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и идеализация, моделирование.
Вопрос Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготавливающих скрипки, не считаются научными и не включаются в систему науки?