Тема 7. Европейский иррационализм.
1. Понятие рационализма и иррационализма в истории. Согласно рационалистическому мировосприятию: весь мир разумно устроен; люди могут создать лучшие условия своего существования, опираясь на рациональные принципы. Однако, во второй половине XIX в. процессы автономизации личности приобрели необратимый характер.
Во второй половине XIX века процессы автономизации личности приобрели необратимый характер: Весь массив культуры оказался противопоставленным человеку и полностью отчужденным от него. В мышлении целого ряда теоретиков этой эпохи утверждаются иррациональные принципы. Мир предстал как воплощение непонятных хаотических закономерностей - чуждая противостоящая человеку среда.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) Основной философский труд — «Мир как воля и представление» (1819). Иррациональный стиль мышления носит мистический характер, основан на вере в существование не подчиняющихся разуму сил , управляющих жизнью.
Объединяющей является идея о том, что наш мир не является единственной реальностью, и существует другая реальность, не постигаемая разумом . «Мировая Воля» - стихийная, слепая и бессмысленная сила, придающая энергетический импульс всему существующему
Сёрен Обю Кьеркегор (1813 - 1855) Обосновывал вторичность рациональности и первичность чистого существования (экзистенциальности), находящего смысл в вере
Кьеркегор противопоставляет философии Гегеля антропологическую философию: В качестве ведущих выдвигаются категории: индивид, судьба, отчаяние, страх, решимость. Вся философия разворачивается вокруг existentia –индивидуальной человеческой жизни человека. учение о трех стадиях человеческого существования .
Смысл жизни обретается человеком в результате трех стадий жизненного пути эстетическая стадия ( человек живет непосредственно, не задумываясь о цели и смысле жизни). этическая стадия ( начинается, когда человек задумывается о смысле своей жизни). религиозная стадия ( ее достигает тот, кто путем высших душевных усилий способен обрести Бога).
По Кьеркегору отчаяние - единственная возможность прорыва к Богу
«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека. «Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека. «Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. «Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.
Страх возникает из осознания собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой
Фридрих Вильгельм Ницше (1844- 1900) Подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию
Основные идеи Ницше: Воля к власти. Беспощадная борьба за существование согласно Ницше – закон жизни. Переоценка ценностей. Отказаться от всех прежних ценностей культуры, сделав главным принцип «падающего подтолкни!» . Концепция смерти Бога. Людей не должны объединять никакие ценности, в том числе ценности религии.
Воля к власти. Беспощадная борьба за существование согласно Ницше – закон жизни. Воля к власти. Беспощадная борьба за существование согласно Ницше – закон жизни. Переоценка ценностей. Отказаться от всех прежних ценностей культуры, сделав главным принцип «падающего подтолкни!» . Концепция смерти Бога. Людей не должны объединять никакие ценности, в том числе ценности религии. Миф о сверхчеловеке. Личность принципиально нового типа не скованная предрассудками, способная уничтожать и подавлять других. Идея вечного возвращения. Согласно Ницше между людьми невозможно сотрудничество, следовательно, движение вперед останавливается и превращается в вечное повторение одного и того же.
Вильгельм Дильтей (1833- 1911) Немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни. Ввел понятие наук о духе, оказавших огромное влияние на современные исторические науки в Германии.
Основные идеи Дильтея резко противопоставляет науки о духе наукам естественным; наука о духе имеет дело с психической деятельностью — переживанием — и должна соответствующий ей метод; психическая жизнь –это непрерывный поток, метод «толкования» жизни — описательная психология
резко противопоставляет науки о духе наукам естественным; резко противопоставляет науки о духе наукам естественным; наука о духе имеет дело с психической деятельностью — переживанием — и должна соответствующий ей метод; психическая жизнь –это непрерывный поток, метод «толкования» жизни — описательная психология История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные её эпохи, замкнутые в себе «культурные системы» Дильтей пытается соединить две системы: каузально-генетического объяснения английского позитивизма и интуитивного понимания немецкого идеализма. Стержень исторического развития видел в «метафизическом переживании» гениев-художников, открыто сделав основным понятием развития метафизику .
Анри Бергсон (1859 —1941) Один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни .
Основные идеи А. Бергсона Утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь. Определяет сущность жизни при помощи понятий «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв». Целостное постижение действительности может быть лишь «эмоционально-интуитивным».
Утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь. Утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь. Определяет сущность жизни при помощи понятий «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв». Целостное постижение действительности может быть лишь «эмоционально-интуитивным». Интуиция направляет внимание на «первичную данность» — собственное сознание, психическую жизнь Учение об эволюции органического мира, влекомого «жизненным порывом» Человек находится на самом острие творческой эволюции В существовании человека Бергсон выделяет два «этажа» социальности и морали - «закрытую» и «открытую»
«Закрытая» мораль обслуживает требования социального инстинкта, когда личность приносится в жертву коллективу . «Закрытая» мораль обслуживает требования социального инстинкта, когда личность приносится в жертву коллективу . «Открытая» мораль отдает приоритет проявлению индивидуальности, созданию нравственных, религиозных и эстетических ценностей
Таким образом, Иррационализм расценивает мир в целом как воплощение хаотических закономерностей, как чуждую человеку среду. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф.Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон каждый по-своему раскрыли сущность человеческой жизни с этих позиций, положив начало некоторым философским течениям европейской философии XX .