Тема 7. Совершенная конкуренция
План лекции: 1.Четыре типа рынка. Особенности рынка совершенной конкуренции 2. Варианты поведения (равновесия) конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Правило оптимизации объема производства 3. Кривая предложения конкурентной фирмы и отрасли (равновесие отрасли) в краткосрочном периоде 4. Равновесие фирмы и конкурентной отрасли в долгосрочном периоде
Введение Технологический оптимум еще не означает оптимума производителя, при котором оптимизируются его финансовые результаты (максимизация прибыли или минимизация убытка) Оптимизация объема производства будет зависеть от соотношения рыночных цен и издержек (прибыль= выручка - издержки) = TR - TC А формирование рыночных цен зависит от типа рыночной ситуации, характерной для данной отрасли
1. Четыре типа рыночных ситуаций: Совершенная (чистая) конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Понятие и виды конкуренции Конкуренция – борьба фирм за ограниченный спрос потребителя Совершенная К Несовершенная К: Монополия Олигополия МК
Совершенная конкуренция – рыночная структура
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
Средний, валовый и предельный доход фирмы Валовый доход (TR) - это выручка фирмы, т.е. денежные платежи, поступающие фирме от реализации ее продукции TR=P*Q Средний доход (AR) - это выручка (доход), полученный от единицы продукции: общий доход, деленный на количество реализованной продукции AR=TR / Q Предельный доход - это дополнительный доход от продажи еще одной дополнитель-ной единицы продукции (дополнение, при-рост, разность)MR=(TRn - TRn-1)/Qn - Q(n-1)
Критерий совершенной конкуренции В условиях совершенной конкуренции MR=Р, т.к. цена товара является «заданной» постоянной величиной для фирмы и дополнительный доход от продажи любой следующей единицы продукции равен цене товара (также и AP=P) Критерий совершенной конкуренции - то, что спрос на продукцию фирмы абсолютно эластичен (горизонтальная прямая) - любые попытки фирмы как-то изменить цену ничего не дадут: покупатели будут стремиться покупать данную продукцию по имеющейся рыночной цене (ведь можно купить у любой другой фирмы) и, наоборот, сколько бы не требовалось продукции, фирма все равно продаст ее по одной и той же цене
Характеристика дохода и предельного дохода фирмы
2. Варианты поведения (равновесия) конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Правило оптимизации объема производства
Основная цель фирмы - максимизация прибыли или минимизация убытков = TR - TC P*Q -(FC+VC)
Вопросы, стоящие перед фирмой 1) Следует ли производить продукт? 2) Если да, то сколько производить? Ответ на первый вопрос Следует производить, если получаешь экономическую прибыль Фирма получает прибыль, если P > min ATC (через сравнение цены и средних издержек) или если TR>TC (через сравнение валового дохода и валовых издержек)
Вариант получения прибыли через сравнение TR и TC
Вариант получения прибыли через сравнение TR и TC
Убыток равен ATC-P= - Но ATC=AFC+ AVC, цена покрывает все AVC и только часть AFC Необходимо помнить, что AFC нужно оплачивать, даже если закрыть фирму Поэтому лучше продолжать производство, если убытки меньше всей суммы АFC, п.ч. в данном случае хоть какая-то часть AFC будет покрываться выручкой
Вариант получения убытка через сравнение валового дохода и валовых издержек
Убыток = TR - TC = - , т.е. TC>TR, но необходимо помнить, что TC = VC+FC, а последние нужно оплачивать, даже если закрыть фирму И лучше продолжать производство, если убытки меньше пост. издержек (- ) < FC, п.ч. в данном случае хоть какая-то часть FC будет покрываться выручкой
Ответ на второй вопрос Необходимо производить такой объем продукции, при котором фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки
Максимизация прибыли. Правило MC=MR MC= предельные издержки MR= предельный доход Максимальная прибыль соответствует пересечению кривых МС и MR
Пока предельный доход от каждой следующей единицы продукции превышает предельные издержки на ее производство (MR>MC), следует и дальше производить, чтобы «добирать» оставшуюся прибыль Когда же MR и MC сравняются, прибыль от последней единицы продукции будет равна 0, следовательно, в этой точке будет достигнут максимальный общий объем прибыли Правило MR = MC действует для всех рыночных ситуаций Для совершенной конкуренции MR = MC = Р
Оптимизация деятельности фирмы через предельные издержки и предельный доход Максимизация прибыли. Правило MC=MR
Оптимизация деятельности фирмы через предельные издержки и предельный доход
Вариант получения прибыли через сравнение TR и TC
Ситуация безубыточности
Минимизация убытка
Минимизация убытка опять же при пересечении MR=MC Пока MR>MC, фирма добирает дополнительный доход от каждой последующей единицы, желая покрыть как можно большую часть средних постоянных издержек и тем самым минимизировать получаемые убытки