Лекция 1. Предмет, задачи и методы региональной науки Лекция 1. Предмет, задачи и методы региональной науки План Значение и место региональных исследований в Советский период Современное определение предмета науки, ее задачи Межпредметные связи и методы региональных исследований
Региональная экономика – это область научных знаний о размещении производительных сил, экономическом районировании территории страны, социально-экономическом развитии отдельных регионов и экономических связях между ними Региональная экономика – это область научных знаний о размещении производительных сил, экономическом районировании территории страны, социально-экономическом развитии отдельных регионов и экономических связях между ними
Экономические регионы Экономические регионы Региональные рынки Факторы регионального развития Отрасли хозяйства Территориальные хозяйственные системы Межрегиональные экономические связи
изучение закономерностей, принципов и факторов размещения производства и территориальной организации хозяйства, разработка методов их анализа и оценки; изучение закономерностей, принципов и факторов размещения производства и территориальной организации хозяйства, разработка методов их анализа и оценки; поиск путей оптимизации социально-экономического развития регионов страны и управления региональным хозяйством; обоснование экономического районирования страны; выявление особенностей и тенденций формирования и функционирования региональных рынков; обоснование экономического механизма региональной политики; обоснование наиболее эффективных форм территориальной организации хозяйства; выявление и анализ хозяйственных связей между регионами; исследование содержания и форм внешнеэкономической деятельности регионов и др.
Сравнительно-географический Сравнительно-географический Экономико-статистический Систематизация (группировка, классификация, типология) Балансовый Системный анализ Моделирование Экономической оценки Районирования Картографический
Контрольные вопросы к лекции 1 Контрольные вопросы к лекции 1 Какие научные дисциплины осуществляют комплексное изучение регионов страны? Как в период существования плановой экономики осуществлялся учет региональных особенностей размещения производительных сил? Как определялись предмет и объекты изучения региональной экономики? Что собой представляет ТПК? Почему такая форма организации хозяйства признавалась эффективной? Каково современное определение предмета региональной экономики? Что вкладывают в содержание понятия «регион»? Что собой представляют регионы-квазигосударства и регионы-квазикорпорации? Какие научные и практические задачи решает региональная экономика? Какие научные методы используются в региональных исследованиях?
План План Важнейшие экономические категории региональной науки и их соотношение Теории размещения производства и пространственной организации рынка Развитие региональных исследований в России
неразрывная связь между размещением производительных сил и развитием регионов (экономических районов, субъектов РФ); неразрывная связь между размещением производительных сил и развитием регионов (экономических районов, субъектов РФ); рациональное, наиболее эффективное размещение производства, оптимизация территориальной структуры хозяйства по экономическим районам и субъектам РФ; комплексное и пропорциональное развитие хозяйства экономических районов в сочетании с их рациональной рыночной специализацией; рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.
приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и районам потребления готовой продукции; приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и районам потребления готовой продукции; первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов; эффективное размещение производительных сил по территории страны; оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию; использование экономических выгод межрегионального и международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со станами ближнего и дальнего зарубежья; целевая государственная поддержка регионов и отраслей, расположенных в зоне Крайнего Севера и приравненных к нему местностях; содействие со стороны государства малому и среднему предпринимательству, способному вывести регионы из кризисного состояния.
Факторы размещения – это совокупность пространственно неравнозначных условий и ресурсов, их свойств (оцениваемых отраслевыми технико-экономическими показателями), правильное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производственных объектов, развитии хозяйства регионов и расселении населения. Факторы размещения – это совокупность пространственно неравнозначных условий и ресурсов, их свойств (оцениваемых отраслевыми технико-экономическими показателями), правильное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производственных объектов, развитии хозяйства регионов и расселении населения. К факторам размещения относят: экономико-географическое положение, сырьевой, топливный, электроэнергетический, водный, трудовой, транспортный, природных условий, потребительский, возможностей использования прогрессивных форм организации производства (специализация, кооперирование, комбинирование и другие), научный, военно-стратегический, экологический.
Немецкая географическая школа – разработка теорий штандорта Немецкая географическая школа – разработка теорий штандорта И. Тюнен (1783-1850) А. Вебер (1868-1958) А. Леш (1906-1945) В. Кристаллер (1893-1969) Российская районная школа К.И. Арсеньев (1789-1865) Н.П. Огарев (1813-1877) П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) Д.И. Менделеев (1834-1907)