ТЕМА 7. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Вопросы лекции 1. СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 3. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Регион как объект макроэкономического анализа Анализ экономики региона как сложной социально-экономической системы основывается на теоретических моделях, построенных в рамках экономической теории для национальной экономики. При изучении совокупного спроса и предложения, проблем роста и экономического регулирования регион рассматривается как аналог национальной экономики. Поэтому основные экономические показатели, используемые в региональном макроэкономическом анализе, являются аналогами соответствующих показателей национальной экономики: валовой региональный продукт, региональный доход, региональные сбережения и т.д.
ВРП Центральным показателем, характеризующим результаты экономической деятельности в регионе, является валовой региональный продукт (ВРП). Валовой региональный продукт характеризует стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах, произведенных резидентами региона за определенный промежуток времени. Валовой региональный продукт, также как и валовой внутренний продукт, может быть исчислен тремя методами: как сумма валовой добавленной стоимости всех секторов экономики (производственный метод); как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования); как сумма первичных доходов (распределительный метод).
В методологии экономических измерений применяются три основных подхода для отражения множества характеристик региональных уровней развития благосостояния: • выделение главного индикатора и фиксирование (или регулирование) значений других существенных индикаторов в виде ограничительных условий. Например, главным индикатором может быть выбрана величина ВРП, а ограничительными условиями (в виде минимально необходимых уровней) могут быть обеспечение населения жильем и социальной инфраструктурой, условия труда (с точки зрения комфортности, безопасности и т.п.), качество окружающей среды и др.; • многоцелевая оптимизация по нескольким индикаторам как процедура достижения наилучших состояний социально-экономического развития с учетом компромисса между целевыми индикаторами; • построение интегрированных (сводных) социально-экономических индикаторов.
Социально-экономические индикаторы регионального развития Перечень первичных индикаторов формируется по следующим девяти блокам: 1) общий уровень развития региона; 2) состояние важнейших отраслей производства; 3) финансовое положение региона; 4) инвестиционная активность; 5) доходы населения; 6) занятость и рынок труда; 7) состояние социальной сферы; 8) экологическая ситуация; 9) международная экономическая активность. В блок 1 входят восемь индикаторов, в другие блоки — по четыре индикатора. Таким образом, общий перечень насчитывает 40 первичных индикаторов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Анализ макроэкономических характеристик региона – анализируются такие показатели, как валовой региональный продукт, объем промышленного производства, объем розничного товарооборота и платных услуг, объем инвестиций в основной капитал, доходы населения, уровень регистрируемой безработицы и пр. Для межрегиональных сопоставлений названные показатели приводятся в расчете на душу населения, одного трудоспособного или занятого.
Анализ открытости экономики региона – степень общей открытости экономики региона характеризуется отношением общего товарообмена (межрегионального и внешнеэкономического) к произведенному ВРП. Для анализа открытости экономики региона по отдельным отраслям и/или товарным группам применяются коэффициенты вывоза, ввоза и товарообмена, связывающие вывоз, ввоз, производство и внутрирегиональное потребление.
Анализ отраслевой структуры региона – проводится на основе показателей выпуска, валовой добавленной стоимости и занятости. Для характеристики роли отраслей региона в национальной экономике применяются коэффициенты локализации, или специализации производства, а также коэффициенты душевого производства для выделения наиболее развитых отраслей в регионе.
Анализ индикаторов социально-экономического развития регионов – в основе лежит методика построения интегрированных социально-экономических индикаторов, где на основании первичных показателей, оценивающих состояние той или иной региональной сферы, каждый регион получает по совокупности баллов свой ранг (место в сравнении с другими регионами) в общем списке регионов, что позволяет определить рейтинг региона, выявить инвестиционную, внешнеторговую привлекательность, степень благоприятности предпринимательского или инвестиционного климата, пр.
Типологизация регионов – в основе лежит построение типологических группировок регионов, когда разделение совокупности регионов на группы осуществляется по двум или более признакам, взятым в сочетании. Существует несколько подходов к типологизации регионов: методы простых группировок – проводится типологизация регионов по исходному состоянию и динамике одного определенного индикатора; методы сложных группировок – проводится типологизация регионов по сочетанию двух (и более) индикаторов, характеризующих уровни (динамику) экономического и социального развития; методы проблемных группировок – основаны на типологизации регионов по главным проблемам развития.
Анализ межрегиональных связей – в основе направления лежит построение шахматных таблиц межрегионального обмена как для отдельного вида, так и для всей совокупности обмениваемой продукции (услуг). Анализ территориальной структуры экономики региона (страны в целом) – в рамках данного направления исследуется распределение на территории региона (страны в целом) населения, национального богатства, суммарного ВРП, производства, потребления, доходов и др. посредством математико-статистической обработки соответствующих территориальных рядов данных.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ Наиболее распространенной является дифференциация регионов по следующим признакам: - по статусу (республики, области, края, автономные образования, города федерального значения); - по природно-географическим особенностям (регионы Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза продукции на всю их территорию, другие регионы Крайнего Севера и приравненные к ним районы, остальные регионы РФ); - по специализации промышленного производства (регионы с преобладанием отраслей топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и других отраслей обрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса, регионы с многоотраслевым характером производства); -
по уровню социально-экономического развития (регионы с уровнем развития выше среднего, средним, ниже среднего, низким, крайне низким); - по значимости в доходах федерального бюджета (высокозначимые, значимые, среднезначимые, малозначимые, незначимые регионы); - по степени бюджетной самостоятельности («ведущие» доноры, доноры, «проблемные» доноры, «условные» доноры, высокодотационные реципиенты; - по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума (богатые, состоятельные, средние, малообеспеченные, бедные регионы); - по обеспеченности ресурсами (ресурсоизбыточные и ресурсонедостаточные регионы).
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ Региональные типологии, разрабатываемые в Совете по изучению производительных сил, ориентированы на цели, задачи и механизмы региональной политики. Основная типология имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются различные типы проблемных регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные, кризисные.
Проблемный регион Конструктивный смысл понятия \"проблемный регион\" заключается в том, что это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. Таким образом, проблемный регион — это категория государственной региональной политики.
Основными качественными признаками проблемных регионов являются • особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию; • наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого особенно важно для национальной экономики; • особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны; • недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.
Отсталые (слаборазвитые) регионы К этой группе проблемных регионов относятся субъекты РФ, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя. Для этой группы проблемных регионов характерны: низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, трудоизбыточность и низкая квалификация кадров, малоразвитая инфраструктурная и социальная сфера. Причинами проявления проблем являются: традиционно низкий уровень социально-экономического развития; деиндустриальный тип региональной экономики с ориентацией на сельское хозяйство; не развитая и не диверсифицированная структура регионального хозяйства.
Депрессивные регионы Современное состояние этой группы проблемных регионов характеризуется более глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения, чем в среднем по РФ. Однако в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производственным показателям занимали ведущие позиции в стране. В состояние регресса вошли, как правило, в 90-е годы в период рыночных реформ. Продолжительность и глубина регионального спада определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной падения всей экономики региона. По этому признаку регионы делятся на: 1) старопромышленные, 2) аграрно-промышленные, 3) добывающие (очаговые).
Депрессивные регионы характеризуются: достаточно высоким уровнем накопленного производственного и научно-технического потенциала, высокой концентрацией промышленного производства (ВПК, технологического оборудования, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения, легкой промышленности) в структуре регионального хозяйства, низким спросом на основную продукцию этих регионов; истощением минеральных ресурсов и ухудшением геологических условий добычи, относительно высоким уровнем квалификации кадров.
Депрессивные регионы Причины появления проблем: разрыв экономических связей с республиками бывшего СССР, открытие национальной экономики, значительное увеличение импорта, вытесняющего отечественную продукцию, ценовой диспаритет в пользу сырьевых отраслей, повысивший издержки на продукцию основных производств этой группы регионов, дезинтеграционные тенденции в экономическом пространстве России, сокращение государственного заказа на продукцию высокотехнологичных отраслей, ВПК, сокращение общего инвестиционного и потребительского спроса
Приграничные регионы Эта группа регионов играет важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества России. К этой группе регионов относятся территории, испытывающие на себе существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная.
По территории охвата различают три уровня этой группы регионов: 1) Макроуровень – это все субъекты федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. В настоящее время около 50 субъектов РФ является приграничным или приморским, что составляет 73% всей территории РФ и около 50% населения. 2) Мезоуровень приграничья – это административные районы в составе субъектов федерации (Печерский район Псковской области, Кингисеппский район Ленинградской области, Темрюкский район Краснодарского края). 3) Микроуровень – это приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу.
В стратегии территориального развития России и ее интеграции в мировую экономику приграничным регионам отводится роль форпостов, авангардов международного экономического сотрудничества. Они должны стать лидерами в увеличении экспорта и импорта, привлечении иностранных инвестиций. Развитие внешнеэкономических связей приграничных регионов должно компенсировать их удаленность от главных экономических центров страны, повышая их рыночную конкурентоспособность. Очевидно, что в интересах усиления экономического единства страны приграничные регионы не должны превращаться в экономические эксклавы, а должны поддерживать активные экономические связи с внутренними регионами.
Зона Севера Зона Севера занимает около 70% территории России; в ней проживает 8% населения страны. К этой экономико-географической зоне относятся полностью или частично 28 субъектов Российской Федерации. Значение Севера для экономики России определяется прежде всего сырьевым потенциалом. Здесь добывается 72% всей нефти и газового конденсата, 93% естественного газа, практически все алмазы, заготавливается 37% деловой древесины, производятся основная часть цветных, редких металлов и золота и многие другие важные виды продукции, обеспечивающие в совокупности до 60% экспорта страны. Север дает 15—20% суммарного ВРП и является в целом устойчивым донором федерального бюджета.
Главными чертами этого типа проблемных регионов являются: неблагоприятный климат (с низкими температурами), распространение вечной мерзлоты, монополизированная и узкоотраслевая экономика, в основном ресурсные сектора, большая удаленность от основных экономических и культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокая стоимость жизни, экологическая уязвимость рост безработицы и значительный отток населения в пореформенный период. Основные проблемы экономики Севера, жизнедеятельности населяющих его людей, сохранения экологического потенциала и последнего в мире резерва свободных территорий должны решаться с позиций национальной стратегии России.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!