Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Но ключевая роль принадлежит государству. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.
Стабилизация макроэкономических колебаний Производство общественных товаров Минимизация трансакционных издержек Компенсация внешних издержек (экстерналий) Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма Основные проблемы функционирования рынка
Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма На государство возлагается серьезная задача — защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего право собственности. Важную роль в правовом обеспечении имеет государственное противодействие неограниченной власти монополий. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики.
Производство общественных товаров Рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров — так называемых общественных товаров. К ним относятся: товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожная разметка и знаки ряд аналогичных товаров. Государство финансирует подобные сферы бюджетных средств. Источник финансирования — налоги.
Минимизация трансакционных издержек Принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Например, весьма сложно было бы заключать сделку с каждым участником движения по шоссейным дорогам, заставляя каждого, кто пользуется услугами скоростной трассы, платить определенную сумму при въезде или выезде. Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным. Классический пример подобных товаров — некоторые виды страхования. Затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить государству.
Компенсация внешних издержек (экстерналий) Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий. Принятие административных мер по отношению к тем, кто вызывает отрицательные экстерналии. На государство возлагается осуществление контроля за отрицательными внешними эффектами с применением административно-командных мер, гражданского кодекса, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды. Количество выделенных лицензий Предложение по сбросу отходов Предельные соц издержки загрязнения Спрос на сброс и утилизацию отходов D S 100000
На приведенном графике предложение сброса отходов изображено вертикальной кривой S и отражает установленный предел на объем допустимого государством загрязнения (100000тонн). Он соответствует оптимальному уровню загрязнения. На этот объем выпускаются лицензии. Равновесная цена лицензий на рынке определяется точкой пересечения кривых спроса D и предложения S (т.е. 40 долл. за тонну сброса). 2. Косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками возникновения отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение. Стабилизация макроэкономических колебаний Государству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика.
Основной предмет теории общественного выбора — исследование взаимозависимости политических и экономических явлений. В рамках этой теории ведется поиск принципов экономического регулирования, которые дали бы возможность учитывать политические и социальные черты общества. Характерные вопросы, рассматриваемые теорией общественного выбора — государственные финансы, процесс голосования, деятельность правительства и т.п. В числе представителей теории— лауреат Нобелевской премии по экономике американский экономист Джеймс Бьюкенен. Дж. Бьюкенен высказывал предположение о том, что принцип рационального экономического поведения применим и при исследовании политических процессов.
Государственное должностное лицо так же, как и другие субъекты рыночной экономики, стремится уравнять свои предельные изержки и предельные выгоды, или МС должны быть равны MR. Особенность подхода теории общественного выбора заключается в том, что частный интерес рассматривается как основной побудительный мотив не только в повседневной жизни и бизнесе, но и в общественной жизни. Любое решение, принимаемое обществом, зависит от экономических оценок голосующими своих затрат и выгод в связи с его реализацией. Важнейшие решения, которые должны принимать правительственные организации, связаны с производством общественных благ
Пример Рассмотрим пример принятия решения о производстве товара коллективного пользования, или общественного блага, — дорожных знаков в городе X. Предположим, что существуют три равных группы населения: А, В, С, из которых лица, входящие в группу А, получают от данного мероприятия наибольшую индивидуальную предельную выгоду, так как они чаще других пользуются автомобилем, представители группы В лица из группы С, которые вообще не имеют личных автомобилей и участвуют в уличном движении лишь как пешеходы. Количество знаков Общая выгода города Предельная выгода общества Индивид пред выгода А-70% В-20% С -10% 1 2 3 4 12345 200350450500525 1501005025 30 1570 20 1035 10 517,5 5 2,5
Предельные издержки Предельная выгода 50 Число дорожных знаков Для общества оптимальный объем производства — четыре знака . Но за какое количество будут голосовать наши жители? Предельные издержки для каждого дополнительного дорожного знака одни и те же — 50 ед. Здесь возможны три случая (I, II, III). I. Если затраты распределяются в той же пропорции, что и выгоды, то голосование приведет к идеальному результату. Все группы будут голосовать за установление четырех знаков, поскольку в таком случае их предельные выгоды будут равны предельным затратам (издержкам). ll.При равномерном распределении затрат и неравномерном — выгод на товары коллективного потребления — будет тратиться меньше средств, чем необходимо для общества. lll. В случае неравномерных затрат и равномерной выгоды будет тратиться больше средств, чем оптимально необходимо.
В общественной жизни люди ведут себя, исходя исключительно из своих частных интересов, что не всегда в итоге приводит к результату, отвечающему интересам общества в целом. В теории общественного выбора широко используется микроэкономический подход для объяснения процесса принятия политических решений. Э.Даунс в своей работе «Экономическая теория демократии» исследует поведение рационального избирателя и предлагает следующую формулу E(Ut+1) – E(Ut+1) A B t+1 — период времени между прошедшими и настоящими выборами; А — партия у власти; В — оппозиция; U — полезность от деятельности правительства за период, t+1; Е — ожидаемая ценность.
При этом если в результате получается положительное число, избиратель голосует за партию А, если отрицательное — за оппозицию, если — избиратель воздерживается от голосования, но, будучи рациональным субъектом, оценивает деятельность того правительства, которое находится у власти, за истекший период t еще и по следующей формуле Ut i Ut a ___ Ut — максимально возможная полезность, идеальная (i — ideal), которую можно было бы получить за истекший период t. U( — полезность, реально полученная (а — actual) за истекший период t. Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравенство и возможно принятие нецелесообразных решений. Важнейшие из этих причин следующие:
1. Нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, рассмотренное выше, может привести к неправильному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения. 2. Неравенство в получении информации. 3. Недобросовестность государственных чиновников (го сударственной бюрократии), которые, преследуя свой час тный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие реше ния, которые помогут им достичь этого (общественно популярные решения), хотя они могут быть невыгодны с точки зрения экономической эффективности. 4. Несоразмерность временных горизонтов. Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основных формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики Ниже рассмотрим каждую форму подробнее:
Прямое вмешательство. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, то есть совокупость оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение, и стоимость их велзха*
Косвенное вмешательство Меры могут быть направлены на: стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели. Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика — это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами.