Перспективы реформирования бюджетной сети в свете принятия Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений Фонд «Институт экономики города»
Общее количество государственных и муниципальных бюджетных учреждений в Российской Федерации* (единиц)Количество созданных в субъектах РФ и муниципалитетах автономных учреждений по состоянию на 01.01.2010 составляло менее 1% от количества государственных и муниципальных бюджетных учреждений регионального и местного уровня
Перспективы реформирования бюджетной сети
Общая схема реорганизациигосударственных (муниципальных) учреждений
1.
2.
Условие реализации Закона № 83-ФЗ Закон № 83-ФЗ создает механизм оптимизации и повышения эффективности предоставления услуг. Для его реализации требуется законодательно определить и «обсчитать» государственные (муниципальные) услуги. В настоящее время в Госдуму России внесен законопроект «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг».
Деятельность ОГВ (ОМСУ) Функции органов государственной власти (местного самоуправления):Правоустанавливающие ПравоприменительныеПо управлению государственными (муниципальными) активамиКонтрольно-надзорныеПо организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и выполнения работ
Определение услуги (подход ИЭГ) Государственная (муниципальная) услуга – результат осуществляемой в соответствии с полномочиями органов государственной власти (органов местного самоуправления) деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета и направленной на удовлетворение потребностей отдельных граждан, групп граждан, населения в целом, а также юридических лиц по реализации их конституционных, законных и иных прав, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
Определение работы (подход ИЭГ) Государственная (муниципальная) работа – продукт осуществляемой в соответствии с полномочиями органов государственной власти (органов местного самоуправления) деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета и направленной на обеспечение выполнения функций органов государственной власти (местного самоуправления).
Признаки услуг и работ (подход ИЭГ) УслугаНормативно-правовое обоснованиеФинансирование (в т.ч. частичное) за счет соответствующего бюджетаНаличие целевой группы потребителейПотребление в процессе производстваВлияние на изменение состояния потребителя (результат)РаботаНормативно-правовое обоснованиеФинансирование (в т.ч. частичное) за счет соответствующего бюджетаНаличие продукта производстваОбеспечение выполнения государственных (муниципальных) функций (продукт)
Преимущества статуса автономного учреждения по сравнению с бюджетным учреждением Бюджетные учреждения: Более широкая разрешенная сфера деятельности Не вправе открывать счета в банках Требования 94-ФЗ распространяются Не вправе переходить на упрощенную систему налогообложения Не создается Наблюдательный совет Вправе участвовать в капитале других юр.лиц лишь имуществом за исключением недвижимого и особо ценного движимогоАвтономные учреждения: Ограниченная федеральными законами сфера деятельности Счета в банках, в Казначействе или в финансовых органах Требования 94-ФЗ не распространяются Вправе переходить на упрощенную систему налогообложения Наблюдательный совет - обязательный орган управления Вправе участвовать в капитале других юр.лиц всем имуществом
Обеспечение открытости сведений об учреждениях - единый сайт об учреждениях, который будет вести федеральный орган Казначейства РФ Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:учредительные документы, в том числе внесенные в них изменениясвидетельство о государственной регистрации учреждениярешение учредителя о создании учреждениярешение учредителя о назначении руководителя учрежденияположения о филиалах, представительствах учрежденияплан финансово-хозяйственной деятельности годовая бухгалтерская отчетность сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатахгосударственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ)отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за учреждением государственного (муниципального) имущества
Необходимые НПА по Закону № 83-ФЗ на переходный период Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления до 1 декабря 2010 года должны принять следующие нормативные акты:о финансовом обеспечении деятельности бюджетных учреждений (путем предоставления субсидий или на основании сметы);о дате начала зачисления в бюджет внебюджетных доходов казенных учреждений;о порядке использования бюджетными учреждениями, финансирующимися по смете, и казенными учреждениями внебюджетных доходов – до начала финансирования соответствующих бюджетных учреждений через субсидии и зачисления в бюджет внебюджетных доходов казенных учреждений.
Необходимые НПА по Закону № 83-ФЗ (1) Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны утвердить своими нормативными правовыми актами:Порядок исполнения бюджетным учреждением публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной формеПорядок финансового обеспечения исполнения бюджетным учреждением публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной формеПорядок формирования государственного (муниципального) задания для бюджетного учреждения и порядок финансового обеспечения выполнения заданияПорядок определения видов и перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учрежденийО создании государственных (муниципальных) бюджетных и казенных учреждений
Необходимые НПА по Закону № 83-ФЗ (2) Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности казенного, бюджетного и автономного учреждения;Порядок утверждения устава бюджетного или казенного учрежденияПорядок внесения изменений в устав бюджетного или казенного учрежденияПорядок принятия решения о реорганизации и проведения реорганизации бюджетных или казенных учрежденийПорядок изменения типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учрежденияПорядок изменения типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учрежденияПорядок принятия решения о ликвидации и проведения ликвидации бюджетного, казенного и автономного учреждения
Необходимые НПА по Закону № 83-ФЗ (3) Порядок контроля за деятельностью бюджетных и казенных учрежденийПорядок предоставления бюджетных инвестиций автономным и бюджетным учреждениямПорядок открытия и ведения лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования)Порядок проведения кассовых выплат за счет средств автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших автономным учреждениям
Критерии для принятия решений о создании автономных, бюджетных и казенных учреждений Социальные критерииОтвечают на вопрос: как меняется потребность населения в услугах учреждения?Экономические критерииОтвечают на вопрос: каковы возможности учреждения для расширения перечня видов и увеличения поступлений от приносящей доходы деятельности?Критерии потенциала автономии учрежденияОтвечают на вопрос: как управляется учреждение и сможет ли использовать преимущества финансово-хозяйственной автономии?
Контактная информация Сайт Института экономики городаwww.urbaneconomics.ruТел. (495) 787-4520, (495) 363-5047Сектор «Муниципальные финансы»Маслова Марина Викторовна, консультант, [email protected]Жигалов Дмитрий Владимирович, руководитель проектов, [email protected]