Тема 4 Основы и социальная сущность бизнеса
Понятие «рыночной экономики» Рыночная экономика – это собрание независимых товаропроизводителей, вступающих друг с другом в достаточно устойчивые взаимоотношения; однако рыночная экономика – это не только избавление от административно -бюрократических методов хозяйствования, но и постоянная потребность самостоятельного решения деловых проблем и умение добиваться поставленных целей; с развитием рыночной экономики в нашей стране термины «менеджер», «предприниматель», «бизнесмен» прочно вошли в наш словарный обиход, заменив такие термины как «руководитель», «директор», «владелец».
Прямые и портфельные инвестиции как формы вложения капитала Прямые инвестиции, вложенные в новое рискованное дело (бизнес), находящееся под полным контролем и полной ответственностью владельца или владельцев капитала, представляет собой предпринимательство, или активный бизнес; прямые инвестиции, вложенные в действующие предприятия и обеспечивающие контроль над ними (когда у инвестора находится не менее 26 % акционерного капитала компании) представляют собой бизнес; вложение капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги государства и различных крупных компаний (в небольших объемах порядка 5-6%) с целью получения дохода, а не установления контроля за хозяйственной деятельностью компании называется портфельные инвестиции.
Основные отличия понятий «менеджер – предприниматель – бизнесмен - рантье» Менеджер в чистом виде - это профессиональный управляющий, в то же время являющийся наемным работником, над которым всегда стоит работодатель – хозяин; предприниматель – это лицо, которое изыскивает средства для организации какого-либо нового дела или нового предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск; бизнесмен – это лицо, имеющее достаточное количество акций, чтобы входить в состав правления успешно действующей компании и участвовать в управлении ей; рантье – это лицо, живущее на проценты от своего каптала, вложенного в ценные бумаги.
Предпринимательство как наиболее активная часть бизнеса «Бизнес» в переводе с английского – это новое дело, занятие, приносящее доход, то есть в русском переводе «бизнес» и «предпринимательство» должны быть слова синонимы; однако в нашей экономической теории и практике этим терминам придается несколько различная окраска, и предпринимательство выделяется как активный бизнес; за словами «предпринимательство» и «предприниматель», как правило, стоит новое предприятие, т.е. сложный организм, представляющий собой производственно – хозяйственную систему, задача которой производить что-то новое, отличное от уже имеющегося.
Формы предпринимательства «Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность, а предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда регистрируется как предприятие» (Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», ст.2, пункт3).
Предназначение предпринимательства «Быть предпринимателем значит делать не то, что делают другие… и не так, как делают другие» - отмечал известный американский экономист Й.Шумпетер
Отличие понятий «бизнес» и «предпринимательство» В отличие от предпринимательства, которое немыслимо без новаторства и творческого поиска, под обычным бизнесом понимается устоявшаяся однообразная деятельность по реализации какого-либо товара или услуги с целью получения прибыли.
Состав участников рыночных отношений Понятие «бизнес» шире понятия «предпринимательство» не только по своему содержанию, но и по составу участников, т.к. оно охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только бизнесменов, но и потребителей, наемных работников и государственных структур.
Цели бизнеса Цели бизнеса – это те ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности на протяжении достаточно длительного периода времени. Важнейшими из них являются: предоставление обществу необходимых товаров и услуг; оптимальное удовлетворение спроса потребителей; достижение передовых позиций на рынке и в отрасли; получение оптимального размера прибыли; предоставление своим сотрудникам возможностей реализовать себя.