Кафедра «Финансы и налоги» Преподаватель: Просалова Вероника Сергеевна, к.э.н., доцент «БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ)»
Тема 5 Этапы составления федеральных целевых программ .
Программа развития государственного сектора экономики включает показатели: функционирования и развития (объем прибыли и ее распределение; объем реализуемой продукции, включая основные производственные фонды и оборотные средства; численность занятых и фонд оплаты труда; величина инвестиций за счет собственных и привлеченных средств); получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.
План по доходам включает: прибыль от деятельности государственных предприятий; поступления по акциям и паям в предприятиях с участием государства; доходы от приватизации, передачи в аренду или в доверительное управление государственного имущества; другие доходы от использования государственной собственности.
План расходов включает: расходы на осуществление государственной инвестиционной программы с указанием перечня объектов и сроков их строительства, модернизации или реконструкции; расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; расходы на закупки для государственных нужд и другие расходы.
Программа развития государственного сектора экономики содержит: оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций; программу повышения эффективности использования федеральной собственности.
Субъекты РФ разрабатывают: долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития; концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу; среднесрочные программы; индикативные планы; целевые региональные программы.
Правительство РФ с участием ассоциаций межрегионального сотрудничества: разрабатывает рекомендации по прогнозированию, программированию и индикативному планированию в субъектах РФ; анализирует прогнозы, программы и индикативные планы, представленные субъектами РФ и осуществляет их координацию; вырабатывает рекомендации по преодолению региональных кризисных ситуаций и решению крупных межотраслевых проблем; намечает меры по преодолению территориальных диспропорций и улучшению положения депрессивных регионов; формирует территориальные разделы концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, индикативные планы, а также межрегиональные целевые программы федерального значения.
Типовые направления государственного прогнозирования и макропланирования: обеспечение необходимых пропорции расширенного воспроизводства, характеризующих развитие ключевых сфер экономики и решение социальных проблем; осуществление общегосударственной инвестиционной научно-технической политики; формирование межгосударственных внешнеэкономических связей; создание резервов для осуществления федеральных целевых программ и локализации чрезвычайных ситуаций обеспечение обороноспособности страны.
К объектам прогнозирования в масштабах страны относятся: объем и динамика валового внутреннего продукта; индекс изменения цен в связи с инфляцией; объемы сбыта и продажи товаров (работ и услуг); объем долгосрочных инвестиций по всем источникам финансирования; расходы на оплату труда; прибыль; показатели экспорта и импорта; курс рубля; ставка рефинансирования Центробанка; основные характеристики сводного финансового баланса, а также доходов и расходов федерального бюджета.
Основные факторы влияния на макроэкономические показатели: социальные потребности; технические возможности; политическое состояние; состояние ресурсов; экономическая целесообразность.
Макроэкономическое прогнозирование направлено на решение следующих основных задач: установление целей развития, например, решение продовольственной проблемы, освоение Нечерноземья или разработка мер по выведению страны из кризиса; изыскание оптимальных путей и средств достижения целей; определение потребности в ресурсах для достижения поставленных целей развития; разработка действий различных органов по достижению поставленных целей развития, например, действий правительства страны; определение возможных действий противоборствующих сил и их влияния на решение проблемы.
Основные направления экономического планирования и прогнозирования в масштабах страны определяют: общественные потребности и необходимые для их удовлетворения материальные, трудовые и финансовые ресурсы; рациональные пути использования этих ресурсов; обеспечение сбалансированности развития между сферами, отраслями, видами деятельности и регионами страны.
Прогнозы макроэкономических показателей учитываются в расчетах: бюджетных планов; индикативных планов всей страны и ее регионов; государственных программ; планов государственных, региональных и муниципальных предприятий, входящих в предпринимательский сектор экономики страны, и пр.
Группы методов прогнозирования: общенаучные или логические; межнаучные; частнонаучные.
Структура общенаучных методов: метод определения сходства и различий; метод сопутствующих изменений; аналогия.
Специфические факторы ВВП: потребительские расходы домашних хозяйств; инвестиционные расходы бизнеса; государственные закупки товаров и услуг; расходы иностранных лиц и др.
Специфические факторы объема производства: объем основного капитала, в том числе производственные мощности; эффективность использования капитала; численность работников; баланс рабочего времени; производительность труда и др.
Специфические факторы показателя импорта: количество соглашений по импорту и сумма согласованных поставок; таможенные пошлины; действующие ограничения и квоты; состояние товарного производства в стране и в мире; эффективность деятельности и др.
Экономические модели прогнозирования, разработанные зарубежными авторами: модели экономического роста без учета технического прогресса; модели экономического роста, учитывающие технический прогресс, динамические модели магистрального типа и др.
Государственное регулирование рынка труда: прогнозы трудовых ресурсов страны, в том числе по экономически активному населению, рассчитывается возможный уровень безработицы, в том числе регистрируемой, определяется занятость по сферам деятельнос­ти, отраслям, регионам, профессиям, специальностям и квалификациям; прогнозируют возможное количество новых рабочих мест и т.д.
Российская практика обоснования прогноза социально-экономического развития страны включает: сценарные условия прогноза. прогноз индексов-дефляторов формы прогнозов.
Для прогнозов характерны следующие группы показателей: населения, в том числе трудовых ресурсов страны (региона); денежных доходов населения; уровня жизни населения.
Социально-экономический аспект жизни общества в экономических расчетах может иметь следующие цели развития: благосостояние людей; обогащение людей; занятость; могущество; долголетие и здоровье; культура и знания; число жителей.