Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна
Тема 1. Основы теории организационного поведения
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литератураВиханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарика, 2002.Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 1999.
Дополнительная литература: Аширов Д.А. Организационное поведение: Учебник. М., 2006.Карташова Л.Н., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. М., 2007.Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. М., 2001.Организационное поведение: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб., 2007.Сергеев А.М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Уч. Пособие.- М., 2005.
План лекции Предмет теории организационного поведенияОсновополагающие концепции организационного поведенияЭлементы системы организационного поведенияМодели организационного поведения
Дисциплина «Организационное поведение» предполагает изучение трех групп вопросов: индивидуальное поведение людей в организациях;межличностные, внутригрупповые и межгрупповые отношения;структура и поведение организации в целом.
Организационное поведение – это область знаний, изучающая влияние личностей, групп и структуры на поведение в организации с целью применения полученных знаний в управлении для повышения эффективности организации
ЦЕЛИ НАУКИ ОП: Систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе трудаОбъяснение причин поступков индивидов в определенных условияхПредсказание поведения работников в будущемОвладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование
Основные силы, определяющиеорганизационное поведение: ЛЮДИ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРАТЕХНОЛОГИЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Базисные концепции организационного поведения Природа человека Природа организации
Природа человека Индивидуальные особенностиВосприятиеЦелостность личностиМотивированное поведениеСтремление к соучастиюЦенность личности
Природа организации Социальные системыВзаимный интересЭтические принципы
Общность интересов определяет сверхзадачу организации
Основные теоретические подходы ОП Ориентированный на человеческие ресурсы (поддерживающий)СитуационныйОриентированный на результатСистемный
Анализ «затраты-выгоды» при выборе вариантов организационного поведения
Система организационного поведения
Модель ОП - доминирующая в мышлении руководителей система убеждений, которая определяет действия менеджмента компании
Модели организационного поведения
Авторитарная модель ОП
Модель опеки
Поддерживающая модель ОП
Коллегиальная модель ОП
Домашнее задание Опишите основные черты социальной системы организации, в которой вы работаете или учитесь. Покажите как социальная система влияет на вас и ваши трудовые качества?
Спасибо за внимание!