Модель рынка совершенной конкуренции
В экономической теории принято выделять четыре базовых модели следующих критериев: Количество и размеры фирм в отрасли; Тип производимого продукта; Наличие или отсутствие неценовой конкуренции; Степень влияния фирмы на рыночные цены; Возможность входа на рынок для новых фирм; Степень доступности информации.
Продукция фирм однородна, т.е.
Совершенная конкуренция – это… рыночная структура при которой на рынке действует огромное количество продавцов и покупателей, не имеющих возможность влиять на рыночную цену.
Рыночный спрос(D) и спрос на продукцию отдельной фирмы(d) существенно различаются
Особенности поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции на краткосрочном временном интервале
При совершенной конкуренции отдельная фирма является «принимающей цену» (фирма price-taker), поэтому в своем поведении на краткосрочном временном интервале приспосабливается к рыночной цене. При этом она сталкивается с двумя ситуациями: P>ATC; ATC>P .
P>ATC - рыночная цена выше ее средних общих издержек фирма может получать прибыль и выбирает соответствующую стратегию: максимизация прибыли путем поставки на рынок оптимального количества своего продукта.
Издержки и предельный доход (MR) и прибыль совершенно конкурентной фирмы на краткосрочном интервале (p=const) Издержки, MR, MC цена ATC MR Прибыль AVC Q* Произведенное количество продукции
ATC>P - рыночная цена устанавливаетcя ниже средних общих издержек фирмы фирма не может получать прибыль, она несет убытки. Единственная разумная цель для фирмы в этих условиях- минимизация убытков. В зависимости от соотношения уровня рыночной цены и средних переменных издержек (AVC) фирма осуществляет различные стратегии минимизации своих убытков:
Costs и предельный доход (MR) и совокупная прибыль и убытки pricetaker`а на short-run (p=const) Издержки, MR, MC цена ATC MR Прибыль AVC Q* Произведенное количество продукции Совокупная прибыль У б ы т к и
Costs и предельный доход (MR) и точка прекращения производства pricetakerа на short-run (p=const) Издержки, MR, MC цена ATC M R AVC Произведенное количество продукции У б ы т к и Прибыль
Если, AVC
Минимизация убытков путем поставки на рынок оптимального количества товара Q P Qopt P(MR,AR) AVC MC a b Pe ATC* O ATC
Если, AVC>P
Минимизация убытков путем закрытия предприятия Q P Qopt P(MR,AR) AVC MC a b Pe ATC* O ATC
Кривая предложения фирмы на краткосрочном и долгосрочном временном интервале
Сплошной красной линией отмечен участок кривой MC, на котором лежат точки, обеспечивающие сочетания цены и количества, приносящие максимум прибыли или минимум убытков. Предельный доход (MR) и цена Издержки, MR, MC=S цена ATC AVC p* q* Произведенное количество продукции F
Индивидуальная кривая предложения прайстейкера на краткосрочном интервале Каждая точка на кривой MC, если она расположена выше и правее точки (p*, q*) 1) обеспечивает фирме максимум прибыли или минимум убытков (“желаема”) и 2) технологически достижима (“возможна”). Сочетание условий 1) и 2) позволяет считать этот участок кривой предельных издержек кривой индивидуального предложения конкурентной фирмы (“прайстейкера”).
Долгосрочное равновесие P=MR=AR=SMC=SATC=LATC P(SMR) SMC SATC LATC Q O P
Ситуация получения фирмами стимула к вхождению на рынок SMC SMR SATC P1 D1 S1 q 1 Q Q1
Механизм восстановления долгосрочного равновесия (из ситуации получения фирмами положительной экономической прибыли) SMC SMR SATC P1 D S1 q 1 Q Q1 Q2 S2 P2 P1 P2
Механизм восстановления долгосрочного равновесия(из ситуации получения фирмами убытков) SMC SMR P2 SATC D S2 q 1 Q Q2 Q1 S1 P1 P2 P1
Таким образом, в условиях совершенной конкуренции: если краткосрочное равновесие фирмы допускает получение экономической прибыли, а долгосрочное равновесие – только получение нормальной прибыли (т.е. только окупаемость издержек: P= SATC); долгосрочное равновесие фирмы поддерживается рыночным механизмом саморегулирования.
Отрасли с возрастающими и постоянными издержками
Отрасли с убывающими издержками