Э К О Н О М И К А Интернет-обзор
Экономика Болгарии.Болгария — индустриально-аграрная страна. ВНП на душу нас. 1334 долларов (1995). Развита добыча угля, нефти, природного газа. Ведущая отрасль промышленности — машиностроение. Традиционные экспортные товары — плодоовощные консервы, табак, вино, эфирные масла (1 место в мире по производству розового масла). Важная роль традиционно принадлежит иностранному туризму (св. 8 млн чел. в год). Крупные горнолыжные курорты — Боровец, Пампорово, приморские — Золотые Пески, Албена, Солнечный берег и др.Денежная единица лев.
Общие сведения Болгария расположена на пути важнейших морских транспортных магистралей, пролегающих от Чёрного и Средиземного морей до Атлантического океана, что позволяет ей налаживать тесные торговые отношения не только со странами Европы, но и Азии, Африки. Рельеф горный (горы Родопы) и равнинный. Из минеральных ресурсов страна обладает небогатыми запасами медных, полиметаллических, железных, марганцевых руд, угля. Почвы бурые лесные (достаточно плодородны), большая часть занята под пашни, меньшая - лесами и пастбищами. Территория Болгарии делится на три основных экономических района: Западный, Юго-Восточный и Северо-Восточный. Ядром Западного района является Софийско-Перникский промышленный комплекс, который производит ок. 30% электроэнергии и все черные металлы в стране, а также специализируется на машиностроении. Ключевую роль в ускоренной индустриализации в 1950–1960-е годы сыграл Перникский угольный бассейн и Кремиковское месторождение железных руд. В Юго-Восточном районе, с главными промышленными центрами Пловдив, Бургас, Стара-Загора и Хасково, развиты цветная металлургия, химическая промышленность, производство строительных материалов и другие отрасли. Основные виды сельскохозяйственной продукции этого района – пшеница, кукуруза, табак, хлопчатник, рис, виноград, фрукты и овощи. По производству важнейших видов промышленной продукции в расчете на душу населения Болгария постепенно приближается к наиболее экономически развитым европейским государствам.В ходе индустриализации и перестройки отраслевой структуры промышленности произошли крупные изменения в ее территориальной структуре: сформировались новые промышленные районы и центры за пределами главного, столичного индустриального района при общем сдвиге в размещении на север и восток страны. Одновременно резко увеличился объем производства и усложнилась структура таких ранее возникших промышленных центров, как София, Перник, Пловдив, Габрово, Русс.
Развитие экономики Болгария, как и другие страны Балканского полуострова, ко времени освобождения от Османской империи имела отсталую экономику. Позже она попадает в экономическую зависимость от развитых европейских государств. В 19-м веке в промышленном производстве лидировали легкая и пищевая промышленность. Тяжелая промышленность была представлена главным образом добычей полезных ископаемых, хотя инвестиции делались и в машиностроение (были построены заводы для сборки самолетов, небольших морских судов, железнодорожных вагонов). 80% промышленной продукции производили София, Габрово, Пловдив, Варна и Русе с ближайшими пригородами; были и округа, где практически отсутствовали промышленные предприятия.В течение 20-го столетия экономика Болгарии переживала кризисы и подъемы, связанные с мировыми событиями. Накануне Второй мировой войны главной отраслью было малопродуктивное и низкотоварное сельское хозяйство. Решение социально-экономических проблем в послевоенный период (подъем общего уровня развития, ускоренная индустриализация и развитие внешнеэкономических связей, подъем наиболее отсталых районов) становится приоритетной задачей. Это время с коренных изменений в политическом и экономическом строе. За последующие полвека значительно поднялся уровень экономического развития и многократно вырос национальный доход, изменилась структура народного хозяйства. С конца 50-х годов XX века в экономике Болгарии происходят большие изменения и в территориальной структуре хозяйства и в промышленности. Появляются новые промышленные центры, первые индустриальные районы (машиностроение (30% промышленной продукции) и химическая промышленность (10%)), нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность (главный центр — Бургас с самым крупным на Балканском полуострове НПЗ), а также производство минеральных удобрений и соды (в основном на экспорт) в Девне (западнее Варны).
Рыболовство и рыбоводство Болгария имеет крупные государственные и кооперативные рыболовные предприятия, занимающиеся прибрежным и глубоководным морским ловом. В 1960-е годы стало развиваться рыбоводство в специализированных кооперативах. Более 70% всей рыбы дает промысел в Атлантическом океане.Болгария — настоящий рай для рыбаков и охотников. Разрешен лов речной и озерной рыбы. Запрещено ловить форель с 31 октября по 31 января и с 15 апреля по 1 июня. Охотиться можно на птиц и животных следующих видов: фазан, утка, куропатка, заяц, лиса, кабан, косуля, лань, некоторых районах — олень и медведь. Стрелять пернатых запрещено с 15 октября по 28 февраля, а лесную дичь — с 1 октября по 31 января. Ввозить оружие в страну можно, декларируя его на таможне. Транспорт Транспортная инфраструктура Болгарии развивается как интегральная часть общеевропейской транспортной сети, чтобы стать транспортным мостом между Западной и Центральной Европой и странами Ближнего Востока, Западной и Средней Азии. По территории Болгарии проходят важные международные транспортные магистрали. Главные из них — электрифицированная железная дорога и автомагистраль от Белграда на Софию — Пловдив — Адрианополь — Стамбул. Рост производства сельскохозяйственной и особенно промышленной продукции, многократное расширение потоков внешнеторговых грузов потребовали коренной перестройки транспорта, создания первоклассных дорог, новых портов. Протяжённость железнодорожных путей — 6,4 тыс. км, в т.ч. 4,3 тыс. км эксплуатируемых, из которых 2/3 электрифицировано. Общая длина национальной автодорожной сети — 37,3 тыс. км. Большие изменения произошли в транспортной системе страны: получили развитие автомобильный и морской транспорт. Основа сухопутных транспортных связей Болгарии — электрифицированные железные дороги (на электротяге перевозится 9/10 железнодорожных грузов). Создается система современных автострад для соединения главных экономических центров страны. Практически все населенные пункты страны имеют автобусное сообщение. Морской транспорт имеет 86 грузовых судов, которые обслуживают основную часть товарооборота внешней торговли.. Расширены старые порты (Варна и Бургас на Черном море; Русе. Свиштов и Лом на Дунае) и сооружены новые. Среди них самый крупный -— Варна-Запад. Этот высокомеханизированный порт возник западнее Варны на берегу озера, соединенного каналом с морем. В июне 1995 открылся международный морской порт в Царево. Водный транспорт (по Черному морю и Дунаю) занял ведущее место во внешнеэкономических перевозках: основные морские порты — Варна и Бургас, дунайские — Русе, Лом. Тоннаж морского торгового флота в 1992 составлял ок. 2 млн. брутто-регистровых тонн.
Денежно-кредитная система Болгарский центральный банк – главное банковское учреждение и эмиссионный банк. Он владеет 72% акций Внешнеторгового банка, основанного в 1964 для осуществления внешних платежей. Государственный сберегательный банк предоставляет банковские услуги населению. Коммерческие банки появились в 1987.Денежная единица Болгарии – лев. 1 лев (BGL) равен 100 стотинкам. В обращении находятся монеты и банкноты по 1, 2, 5 левов и банкноты по 10, 20, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 левов. Официальный курс доллара в 1989 был 0,873 лева, а после девальвации в 1990 вырос до 9 левов. В июле 1997 курс составлял 1000 левов за 1 немецкую марку. Реальным достижением правительства стала общая финансовая стабилизация. Удерживается курс болгарского лева (1 лев равен 1 марке), уровень учетной ставки и валютных резервов; несколько снизился внешний долг, инфляция в 1999г. составила 6,2%. Во многом эти результаты были обеспечены благодаря действию «валютного совета», введенного в стране в 1997г., а также за счет внешних кредитов, в первую очередь по линии МВФ (на 1998-2001гг. выделено 860 млн.долл.) и ВБ. В 2001—02 дефицит консолидированного госбюджета сократился (с 1,1% к ВВП в 2000 до 0,9 в 2001 и 0,7% в 2002), а основным источником его покрытия стали доходы от приватизации. На усиление сбалансированности бюджета нацелены изменения в налоговой политике. Её концепция исходит из необходимости равномерного распределения налогового бремени, стимулирования бизнеса, уменьшения прямых налогов и расширения базы обложения. Важной проблемой остаётся балансирование текущих внешних платежей и обслуживание накопленного внешнего долга. В конце 2002 внешний долг-брутто составлял 10,93 млрд долл. (70,5% ВВП), в т.ч. на задолженность по долгосрочным обязательствам приходилось 85,7% долга, а по краткосрочным — 14,3%; на обслуживание внешнего долга израсходовано 1,29 млрд долл., или 8,3% ВВП.
Социально-экономические реформы Государственными структурами Болгарии определены основные направления современной социально-экономической политики — ориентация на повышение доходов населения, уменьшение бедности и безработицы. Основой этого должен стать устойчивый рост экономики при упрочении макроэкономической стабильности. Взят курс на ускорение структурной реформы, завершение приватизации и создание полноценно функционирующей конкурентоспособной рыночной экономики.Социальный климат в стране остается напряженным: зарплата к концу 1999г. составила в среднем 202 лева, пенсия — 70 левов. К концу 2004 г. - заработная плата составляет в среднем 302 лева, пенсия - 90 левов. В числе острых проблем остаются безработица (ок. 12%), недостаточный уровень социального обеспечения широких слоев населения, эмиграция, прежде всего молодежи.Ожидаемая волна увольнений в рамках проводимых правительством адм. и военной реформ, а также в связи с приватизацией будет неизбежно влиять на соц. обстановку.В ходе реформирования экономики произошло перераспределение собственности, сократились реальные социальные трансферты государства, рухнула прежняя модель стратификации, значительная часть населения обеднела, усилилась имущественная дифференциация. В 2000 реальные доходы на члена семьи были на 1/5 ниже, чем в 1995. Реальная заработная плата также оставалась ниже, чем в 1995.Большое число предприятий со смешанной собственностью (государственной и частной), в то время как мировой опыт показывает, что такие предприятия имеют низкую рентабельность. Более эффективно работают, как отмечается и в Болгарии, предприятия, полностью принадлежащие частнику или государству. Многие предприятия, в том числе и Национальная электрическая компания (НЭК), Болгарские железные дороги (БЖД), Булбанк и другие банки, «Булгартабак», «Балкан-кар», «Ин-комс Телеком», все еще остаются в государственной собственности, в то время как их цена с каждым годом падает примерно на 25%.