C 1776 до 1870 г. Акцент на человека и его экономический субъективизм. C 1776 до 1870 г. Акцент на человека и его экономический субъективизм. С середины 1870-х гг. до 1936 г. Акцент на изучение полезности и поведения потребителя. С 1936 г. до середины 1970-х гг. Акцент на анализ экономики страны в целом. С середины 1970-х гг. до настоящего времени. Акцент на прикладную экономику.
С 1776 до 1870 г. Реакция на смитсонианство — комплексный подход к экономике. С 1776 до 1870 г. Реакция на смитсонианство — комплексный подход к экономике. С середины 1870-х до 1930-х гг. Реакция на маржинализм — определение предмета и метода экономики. С конца 1930-х гг. до начала 1990-х гг. Попытки создать теорию плановой экономики. С начала 1990-х гг. по настоящее время. Разработка теории переходного периода и восстановление рыночной экономики.
Классицизм Классицизм Маржинализм Институционализм Кейнсианство Монетаризм
Основные идеи: Основные идеи: стоимость создается трудом; экономические агенты максимизируют прибыль путем минимизации издержек; конкуренция и рынок совершенны; цены неуклонно приводят спрос и предложение в равновесие; государственное вмешательство в экономику с целью ее регулирования нежелательно; оптимальный уровень производства находится на уровне полной занятости и полного использования производственных мощностей; деньги экономически нейтральны; безработица — следствие слишком высокой реальной зарплаты.
Адам Смит (1723—1790), британский философ и экономист, автор “Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) — первого труда по основам экономической науки. Адам Смит (1723—1790), британский философ и экономист, автор “Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) — первого труда по основам экономической науки.
(от франц. marginal — предельный) — школа экономической мысли, объясняющая экономические процессы исходя из предельных, приростных величин. Основные идеи: (от франц. marginal — предельный) — школа экономической мысли, объясняющая экономические процессы исходя из предельных, приростных величин. Основные идеи: меновая стоимость блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага (предельной полезностью), экономические агенты действуют индивидуально, рационально и максимизируют полезность.
Леон Вальрас (1815—1910), швейцарский экономист, создал модель общего равновесия в экономике. Один из первых маржиналистов. Леон Вальрас (1815—1910), швейцарский экономист, создал модель общего равновесия в экономике. Один из первых маржиналистов. Автор книги “Элементы чистой экономики” (1874).
Основные идеи : Основные идеи : государство должно контролировать экономику; экономический рост зависит от системы собственности, политических, правовых, институциональных и социальных ограничений; главными агентами экономического процесса являются люди, а не фирмы или правительства; поведение индивидов может быть иррациональным; сильное влияние на экономику оказывает уровень развитости государственных и частных институтов, в особенности институтов управления.
Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное. Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное. Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя предвидения будущего. Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания. Он должен быть одновременно целеустремлен и объективен, беспристрастен и неподкупен, как художник, но вместе с тем иногда столь же близок к реальной жизни, как и политический деятель. Дж. Кейнс
Основные идеи: Основные идеи: рыночная экономика — неустойчивая и несовершенная система; цены не могут сбалансировать спрос и предложение; зарплаты негибки и факторы производства используются не полностью; государство должно активно вмешиваться в экономику; скорость обращения денег непостоянна и непредсказуема; будущее поведение экономических объектов зависит от их ожиданий; безработица — следствие недостаточной емкости рынков товаров.
Основные идеи: Основные идеи: рыночная экономика обладает внутренней устойчивостью; неустойчивость возникает из-за государственного вмешательства; скорость обращения денег относительно постоянна; экономику можно стимулировать через прямое регулирование объема денежной массы; инфляция является денежным феноменом и зависит от темпов роста денежной массы.
Главное течение (mainstream) — доминирующее направление экономической мысли, основанное преимущественно на неоклассической школе. Главное течение (mainstream) — доминирующее направление экономической мысли, основанное преимущественно на неоклассической школе.
Микроэкономика (microeconomics) — часть экономической науки, изучающая закономерности поведения домохозяйств, предприятий и частично государства как потребителей и производителей, а также функционирование рынков товаров, услуг и факторов производства Микроэкономика (microeconomics) — часть экономической науки, изучающая закономерности поведения домохозяйств, предприятий и частично государства как потребителей и производителей, а также функционирование рынков товаров, услуг и факторов производства Макроэкономика (macroeconomics) — часть экономической науки, изучающая закономерности поведения всех экономических агентов вместе, и прежде всего государства, его внутриэкономическую и внешнеэкономическую политику.
Позитивная экономика (positive economics) — совокупность систематических знаний об экономической реальности, относящихся к тому, что есть. Позитивная экономика (positive economics) — совокупность систематических знаний об экономической реальности, относящихся к тому, что есть. Нормативная экономика (normative экономика) — рекомендации, как изменить экономическую реальность, совокупность знаний от том, что должно быть.
Экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей. Экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей. Он должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, которые редко совмещаются в одном лице. Он должен — в известной мере — одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом. Он должен понимать язык знаков, символов и уметь выражать свои понятия и концепции словами. Дж. Кейнс
На разных этапах истории в мировой экономической мысли преобладали На разных этапах истории в мировой экономической мысли преобладали идеи экономического человека, предельной полезности товара, необходимости государственного регулирования экономики в целом, решения прикладных экономических задач.
История российской экономической науки характеризуется: История российской экономической науки характеризуется: системным подходом, комплексным исследованием роли государства, этических, духовных и иных факторов, разработкой аграрного вопроса, в последние годы — экономики переходного периода.
Наибольшее влияние имеют четыре экономические школы — классическая, кейнсианская, монетаристская и институциональная. Наибольшее влияние имеют четыре экономические школы — классическая, кейнсианская, монетаристская и институциональная. Черты этих и ряда других школ можно найти в экономической политике любой страны. Условно экономика делится на микроэкономику и макроэкономику, а также множество специальных экономических дисциплин. В экономике используются позитивные и нормативные суждения.