В «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина герой мог получать любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните: желания главной героини – старухи постоянно росли. Сначала корыто, затем изба, потом высокий терем и т.д. В «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина герой мог получать любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните: желания главной героини – старухи постоянно росли. Сначала корыто, затем изба, потом высокий терем и т.д. Так каким же образом появляются материальные блага? Как нужно жить и работать, чтобы их было как можно больше? Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке.
Урок № 9. Тема: «Что такое экономика?»
Цели и задачи: На занятии мы будем объяснять понятия «производители», «потребители», «экономика», «производство; получим первичные знания по экономике и производству. Попробуем выяснить, какую роль играет экономика в жизни человека и какова роль человека в экономике. Будем продолжать учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения. В ходе урока постараемся выразить свое отношение к экономике и задуматься над соотношением материальных и нравственных интересов.
План изучения нового материала: Экономика, ее роль в жизни общества. Что такое производство? Что необходимо для организации производства.
В стихотворении Корнея Ивановича Чуковского у ворот росло чудо-дерево. На нем поспевали, словно яблоки, чулки, башмаки, туфельки, сапожки и многое другое. Чудо-деревьев в реальной жизни, к сожалению, нет, и эти необходимые вещи людям приходится делать самим. В стихотворении Корнея Ивановича Чуковского у ворот росло чудо-дерево. На нем поспевали, словно яблоки, чулки, башмаки, туфельки, сапожки и многое другое. Чудо-деревьев в реальной жизни, к сожалению, нет, и эти необходимые вещи людям приходится делать самим. Современные предприятия, работающие в экономике, намного превосходят по своим техническим возможностям сказочное чудо-дерево.
1. Экономика, ее роль в жизни общества Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки, магазины. Все это, как и многое другое, что обслуживает огромное хозяйство, называется экономикой. Вспомните происхождение слова «экономика».
Задание: Используя дополнительный материал, ответьте на вопросы: Кто впервые ввел термин «экономика»? Что под ним подразумевали?
Творческое задание Чтобы показать, как экономика служит людям, мы попробуем выполнить альтернативное задание. Вообразите и опишите ситуацию, при которой человечество оказалось исключенным из сферы экономики.
2. Что такое производство? Когда вы были маленькими, то, наверняка, охотно верили в сказку о Буратино, который закопал на Поле дураков золотые монетки и ждал, когда вырастут деревья с преумноженным золотым урожаем. А как же на самом деле функционирует огромное хозяйство под названием Экономика? Где и как человечество удовлетворяет свои многочисленные потребности?
Подведем итоги… Конечно, хозяйственная деятельность людей, в первую очередь, связана с: производством; распределением; обменом и потреблением товаров и услуг. Следовательно, хозяйственная деятельность предполагает путь от производства до потребления.
Задание: посмотрите на схему и объясните ее.
Вопросы к схеме: 1. Кто такие производители? 2. Чем они занимаются? 3. Кто такие потребители? 4. Могут ли они существовать раздельно? Свое мнение обоснуйте. 5. Опираясь на схему, объясните сущность экономических процессов. 6. Какую роль в жизни общества играет экономика? 7. Может ли человек обойтись без нее?
Запомните! Однако надо учитывать, что потребности человека безграничны, а используемые в хозяйстве природные, трудовые, денежные ресурсы ОГРАНИЧЕНЫ. Какие ресурсы можно отнести к невосполнимым?
Важно помнить! Экономика требует от людей рационального, или разумного поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить?
Попробуем воспроизвести структуру экономики. Посмотрите на схему:
3. Что необходимо для организации производства Представьте себе, что вы решили организовать производство. Что необходимо учесть при его организации? Задание: работая с 3 пунктом § 7, ответьте на следующие вопросы: - Что в первую очередь должен определить для себя будущий хозяин производства? - О чем он должен подумать во вторую очередь? - Что он должен решить? - Каковы интересы производителя? - Охарактеризуйте двойную структуру экономических отношений людей. - Как распределялись продукты в родовой общине? - Как распределялись продукты в рабовладельческом обществе? - Как решает проблему распределения товаров и услуг современная экономика?
Подведение итогов занятия Итак, понятие «экономика» имеет различные значения. Под экономикой понимают и хозяйство страны, и деятельность людей по созданию предметов и услуг. Для удовлетворения потребностей людей необходимо производство. Основным его организатором выступает предприятие. А в экономических отношениях все люди могут выступать и как производители, и как потребители.
Творческое задание: Разбившись на группы, создайте проект «Наше производство».
Домашнее задание: Выучить § 7, ответить на вопросы к параграфу и выполнить творческие задания: 1. Соберите материал по теме «Экономика вокруг нас». 2. Подготовьте сообщение для устного журнала «В мире профессий» об одной из профессий, связанных с экономикой.
Желаю удачи!