Тема 8.Бюджетная политика
Бюджетная политика - направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием государственного бюджета.
Бюджетная политика – это система отношений, мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленных на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенного экономического и социального эффекта.
Принципы бюджетной политики:объективность;преемственность;обязательность;гласность;финансовая безопасность.
Классификационные признаки:масштабность и долговременность целей и задач;целевая направленность мер в области управления бюджетным процессом;стратегическая направленность бюджетного регулирования;территориальный признак;предметная специализация;приоритеты доходов и расходов бюджета.
Типы бюджетной политикипо приоритетам доходов и расходов бюджета
Критерии эффективности бюджетной политики:критерий оптимальности доходов,критерий оптимальности расходов,контрольно-регулирующий эффект.
Основные инструменты проведения бюджетной политики налоги,государственные расходы,трансферты,государственные закупки,государственные займы.
сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит.структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития.на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики. Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ. Особое внимание должно быть уделено продуманности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства.Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.Необходимо определиться с параметрами дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения.Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.Важными задачами Правительства Российской Федерации являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
Основные характеристики федерального бюджета на 2011 - 2015 годы, млрд. р.
Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. р.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, млрд. р.