Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Государственный бюджет дает реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Государственный бюджет дает реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.
Перераспределение национального дохода; Перераспределение национального дохода; Государственное регулирование и стимулирование экономики; Осуществление социальной политики государства; Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств
Распределительная и перераспределительная. Распределительная и перераспределительная. Посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода Регулирующая. При помощи данной функции регулируются социальные и экономические процессы в стране, т.е. государство способно ускорять или сдерживать темпы производства, инфляции, изменять структуру спроса и предложения. Контрольная. Предполагает наличие возможности и обязанности государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация. Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация. Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется: - для составления, утверждения и исполнения бюджета; - контроля за выделением и использованием бюджетных средств; - обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; - составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Согласно Бюджетному Кодексу (гл. 4) бюджетная классификация включает: Согласно Бюджетному Кодексу (гл. 4) бюджетная классификация включает: Классификацию доходов; Функциональную классификацию расходов; Экономическую классификацию расходов; Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета; Классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюджета; Классификацию видов государственного внутреннего долга; Классификацию видов государственного внешнего долга; Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета, поступающие в 2006 году, формируются за счет: Доходы федерального бюджета, поступающие в 2006 году, формируются за счет: федеральных налогов, сборов - в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ (гл.7, статья 50): Налога на добавленную стоимость; Налога на акцизы; Единый социальный налог - по ставке, зачисляемой в Федеральный бюджет (6%); Налог на прибыль организаций - по ставке, зачисляемой в Федеральный бюджет (18%); Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Государственная пошлина.
2) неналоговых доходов - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 2 к Федеральному закону «О бюджете»: 2) неналоговых доходов - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 2 к Федеральному закону «О бюджете»: - доходы от внешнеэкономической деятельности – 100%; - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 100%; - платежи при пользовании природными ресурсами -100%; - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 100%; - доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 100%; - штрафы, санкции, возмещение ущерба - 100%; - прочие неналоговые доходы - 100%.
3) федеральных налогов и сборов (в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам) - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 3 к Федеральному закону «О бюджете». 3) федеральных налогов и сборов (в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам) - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 3 к Федеральному закону «О бюджете». В доходах федерального бюджета, помимо выше перечисленных, также учитывается прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами. Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующего бюджета. Формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующего бюджета. Составные части расходов бюджетов Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Оплата труда и начисления на оплату труда Приобретение услуг (связь, транспортные услуги, коммунальные арендная плате за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества и прочие услуги) Обслуживание долговых обязательств Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам Перечисления международным организациям Социальное обеспечение Прочие расходы Поступление (приобретение) нефинансовых активов (О.С., НМА) Поступление финансовых активов (увеличение задолженности по бюджетным кредитам) Выбытие финансовых активов (уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале; уменьшение задолженности по бюджетным кредитам)
Функциональная классификация расходов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы: Общегосударственные расходы; Национальная оборона; Национальная безопасность и правоохранительная деятельность; Национальная экономика; Жилищно – коммунальное хозяйство; Охрана окружающей среды; Образование; Культура и СМИ; Здравоохранение и спорт; Социальная политика; Межбюджетные трансферты. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета (прил. 4 к ФЗ «О бюджетной классификации РФ») образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Классификация видов расходов (прил. 5 ) бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
- это группировка расходов, отражающая распределение бюджетныхсредств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетныхсредств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств
Источники финансирования делятся на следующие группы: Источники финансирования делятся на следующие группы: - финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета; - государственные ценные бумаги; - бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов; - бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; - прочие источники внутреннего финансирования; - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы: Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы: - кредиты международных финансовых организаций; кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ; кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ; прочее внешнее финансирование.
Государственный долг -долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственные долги делятся на внутренние и внешние. Государственный долг -долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственные долги делятся на внутренние и внешние.
целевые займы и вклады; целевые займы и вклады; государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.; государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР; казначейские обязательства; государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом; ГКО; ОФЗ-ПК и т.д.
Построение бюджетной системы РФ основано на Конституции РФ и Бюджетном Кодексе РФ. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; - бюджеты городских и сельских поселений.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Консолидированные бюджеты не рассматриваются, не утверждаются законодательными органами власти. Эти бюджеты являются статистическим сводом бюджетных показателей как в целом по России, так и отдельных субъектов РФ. Показатели консолидированных бюджетов: Используются в бюджетном планировании; При разработке прогнозов экономического и социального развития государства; При расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий, например, бюджетные расходы на 1 жителя на медицинское обслуживание и т д. При анализе формирования и использования бюджетных средств и т.д.
Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации: Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации: Единства бюджетной системы Российской Федерации; Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; Самостоятельности бюджетов; Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; Сбалансированности бюджета; Эффективности и экономности использования бюджетных средств; Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; Гласности; Достоверности бюджета; Адресности и целевого характера бюджетных средств. Слайды, посвященные принципам бюджетной системы, подготовлены Гусевым А.
Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления. Означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
При составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. При составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня. Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти. Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
БУ определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между звеньями бюджетной системы, правовые основы функционирования бюджетов, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и т.д. БУ определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между звеньями бюджетной системы, правовые основы функционирования бюджетов, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и т.д.
Унитарное государство Унитарное государство Федеративное государство Конфедеративное (союзное)
Бюджетная система США состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов. В настоящее время насчитывается 50 штатов и около 83000 муниципальных образований, причем для США характерно наличие муниципальных органов власти с ограниченной (по сравнению с остальными муниципалитетами) сферой ответственности — т.н. школьных округов (school districts) и районов специального обслуживания (special service districts). Бюджетная система США состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов. В настоящее время насчитывается 50 штатов и около 83000 муниципальных образований, причем для США характерно наличие муниципальных органов власти с ограниченной (по сравнению с остальными муниципалитетами) сферой ответственности — т.н. школьных округов (school districts) и районов специального обслуживания (special service districts).
Необходимо отметить, что для бюджетной системы Соединенных Штатов характерно право органов власти на каждом ее уровне по администрированию только тех налогов и платежей, которые они вправе вводить и регулировать. Необходимо отметить, что для бюджетной системы Соединенных Штатов характерно право органов власти на каждом ее уровне по администрированию только тех налогов и платежей, которые они вправе вводить и регулировать. В Соединенных Штатах бюджетам нижестоящего уровня предоставляется как целевая условная, так и безусловная финансовая помощь.
Предоставляется в виде грантов двух типов: Предоставляется в виде грантов двух типов: Первый тип — блок-гранты — выделяется на финансирование достаточно широкого спектра расходных статей при установлении ограничений на перераспределение средств между этими статьями. Вторым видом целевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня являются так называемые категорийные гранты (categorical grants), в рамках которых выделяются средства на финансирование отдельной расходной программы.
Бюджетная система США имеет также три уровня, как и бюджетная система РФ, но уровни США и РФ имеют различные названия. Бюджетная система США имеет также три уровня, как и бюджетная система РФ, но уровни США и РФ имеют различные названия. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: - первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; - второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - третий уровень - местные бюджеты. Бюджетная система США состоит из трёх уровней: - первый уровень - федеральный бюджет; - второй уровень - бюджеты штатов; - третий уровень - бюджеты муниципалитетов.
Каждое государство имеет свою бюджетную систему, со свойственной только ей классификацией. Каждое государство имеет свою бюджетную систему, со свойственной только ей классификацией. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.