Исследование влияния автомобильного и железнодорожного транспорта на экологию нашего микрорайона Выполнили: учащиеся 9-х классовНОУ СОШ № 38 ОАО «РЖД» Белик АнастасияВаловень Татьяна Учитель: Михина С.Г.
автомобильный транспорт оказывает большее отрицательное влияние на окружающую среду. Гипотеза:
Цель исследования: определить какой вид транспорта оказывает большее отрицательное влияние на окружающую среду микрорайона Кочетовка.
Задачи исследования: сбор и анализ литературы по влиянию различных видов транспорта;проведение социологического опроса среди населения микрорайона Кочетовка;ознакомиться с методиками проведения мониторинга окружающей среды;определить в ходе исследования степень влияния автомобильного и железнодорожного транспорта на окружающую среду микрорайона Кочетовка;сделать выводы по результатам работы.
Содержание работы: Изучить литературу и проанализировать информацию по теме «Влияние автомобильного и железнодорожного транспорта на окружающую среду».Провести опрос жителей микрорайона Кочетовка.3. Провести анализ степени загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистрали и железнодорожного полотна: а) по наличию, обилию и разнообразию лишайников; б) определение общей запыленности атмосферы по снегу; в) определение характера загрязнения по величине рН снеговых вод;Определить уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автомобильного и железнодорожного транспорта.5. Результаты работы
Анализпечатных источников Биологический вид Человек разумный заселяет Землю наряду с другими видами животных. На его становление и развитие действовали те же экологические факторы, что и на другие природные популяции. Однако эволюционный путь человека оказался иным, чем у остальных представителей позвоночных. Люди за время своего существования сильно изменили природную среду. Научно-технический прогресс вызвал к жизни массу новых факторов, неблагоприятно влияющих на все живое. Транспортно-дорожный комплекс является важнейшим составным элементом экономики России. Однако транспорт является одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 40%, что выше, чем доля любой из отраслей промышленности.
По видам транспорта выбросы загрязняющих веществ распределяются следующим образом: 87 % - общего выброса приходится на автомобильный транспорт8% - на железнодорожный2 % - на дорожный комплекс2 % - на речной и морской1 % - на воздушный Данные взяты из (3), см. информационные ресурсы
Наш микрорайон Кочетовка – крупнейший железнодорожный узел. Поэтому в данном случае влияние железнодорожного транспорта велико. Однако, в микрорайоне расположена и автодорога. Мы задались вопросом: «Автомобильный или железнодорожный транспорт оказывает наиболее сильное отрицательное экологическое влияние на наш микрорайон?»И решили провести исследование по данной проблеме.
Результатысоциологического опроса «Какой вид транспорта оказывает наибольшее отрицательное влияние на экологическую обстановку микрорайона города Мичуринска - Кочетовку?»
40 % Действительно ли это так? 60 %
И вот что мы увидели! Автотрасса Железнодорожное полотно На протяжении всего маршрута На протяжении всего маршрута наблюдали развитие накипных встретилось небольшое количество и листовых лишайников деревьев, на стволах которых развиваются накипные лишайники
Диагноз о степени загрязнения атмосферными выбросами поставили, пользуясь оценочной школой следующего вида.
Сравнив полученные данные с таблицей, мы пришли к выводу небольшоезагрязнение среднеезагрязнение Загрязнение Загрязнение атмосферного воздуха атмосферного воздуха сернистым газом сернистым газом не превышает 0, 05 мг/м³ от 0,05 до 0,2 мг/м³
Определение общей запыленности атмосферы по снегу Отбор проб проводили на расстоянии 30 м от автотрассы и железнодорожногополотна, на всю глубину сугроба (по 1 ведру). При отборе снег утрамбовали, внесли в помещение и оставили для оттаивания. Оттаявшую снеговую воду профильтровали через предварительно взвешенные бумажные фильтры.
Осадок, осевший на фильтре , высушили и взвесили. Вес осадка вычислили как разницу веса бумажного фильтра до и послевзвешивания. Автотрасса Железнодорожное полотноM (фильтра) = 0,9 г. M (фильтра) = 0,9 г. М (фильтра с остатком) = 1,22 г. М (фильтра с остатком) = 1,8 г.М (пылевой фракции) = 1,22 – 0,9 = 0,32 г. М (пылевой фракции) = 1,8 – 0,9 = 0,9 г. Полученный результат характеризует общее накопление пылевой фракции вснеговом покрове.
Мы получили следующие результаты: 0,32 г. Масса (пылевой фракции) 0,9 г.
Определение характера загрязнения по величине рН снеговых вод Снеговая вода может нести и много специфической информации о загрязнении, особенно информативным оказывается показатель величины рН (кислотно-щелочной реакции) снеговых вод. В обычно незагрязненном состоянии он изменяется от 5,5 до 5,8. Поэтому мы проверили величину рН снеговой воды вблизи автодороги и железнодорожного полотна.
Проверили значение рН при помощи индикаторной бумаги И в том и другом случае повышенноезначение рН снеговых вод вблизижелезнодорожного полотна обозначаетслабощелочную среду, что связано с наличиемчастиц, содержащих соединения гидрокарбонатовкалия, магния, повышающих рН снеговой воды. Низкие значения рН вблизи автодорогисвидетельствуют о «подкислении» снеговых води преобладанием оксидов серы и азота. Проверили значение рН при помощи индикатора - лакмуса
Загрязнениеатмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта Загрязнение атмосферного воздуха отработанными газамиавтотранспорта оценивали по концентрации окиси углерода ( в мг/м³),используя формулу (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990): Ксо = (0,5+0,01N ∙ Кт) ∙Ка ∙ Ку ∙ Кс ∙ Кв ∙Кп, где:0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м³,N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автом./час,Кт – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода,Ка – коэффициент, учитывающий аэрацию местности,Ку – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона,Кс – коэффициент, учитывающий изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра,Кв – то же в зависимости от относительной влажности воздуха,Кп – коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода у пересечений.
Наблюдения за интенсивностью движения автомобилей в обоих направлениях проводились нами в течении часа. Все значения коэффициентов определили по таблицам, используя книгу Колбовского Е.Ю. «Изучаем природу в городе». Интенсивность автотранспорта 9 % грузовых автомобилей с малой грузоподъемностью; 4 % грузовых автомобилей со средней грузоподъемностью;1 % грузовых автомобилей с большой грузоподъемностью;12 % автобусов;74 % легковых автомобилей.
Все значения коэффициентов определили по таблицам, используя книгу Колбовского Е.Ю. «Изучаем природу в городе».Ксо = (0,5+0,01N ∙ Кт) ∙Ка ∙ Ку ∙ Кс ∙ Кв ∙КпN = 218 автом./ часКт определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле Кт = ∑ Рi ∙ Ктi, где: Рi – состав автотранспорта в долях единицы, Ктi – определили по табл. «Коэффициент токсичности выбросов по типам автотранспорта» Кт = 0,09∙2,3 + 0,04∙2,9 + 0,01∙0,2 + 0,12∙3,7 + 0,74∙1,0= 1,509 мг/м³Ка – 0,4;Ку – 1,06 (городская дорога с уклоном в 2º);Кс – 1,00 ( в момент опыта дул ветер со скоростью 6 м/с);Кв – 1,30 (в момент проведения опыта влажность воздуха была 90);Кп – в нашем случае исследовали участок дороги без пересечений.Ксо = (0,5+0,01∙218 ∙ 1,509) ∙0,4 ∙ 1,06 ∙ 1,00 ∙ 1,30= 2,09 мг/м³
Загрязнениеатмосферного воздуха отработанными газами железнодорожного транспорта Для исследования были взяты данные с предприятияжелезнодорожная станция Кочетовка (ДС), находящуюсяпараллельно автотрассе. Концентрация окиси углерода составила: Ксо= 2,42 мг/ м³
Концентрация окиси углерода составила:
Результаты работы Запыленность атмосферыпо наличию лишайников Запыленность атмосферы по снегу меньшеевлияние большеевлияние Загрязнение по величине рН снеговых вод Концентрация окиси углерода
Показатели проведенных опытов оказалисьвыше на железнодорожном транспорте. Поэтому, в процессе своего исследованиямы пришли к выводу, что большее отрицательноеэкологическое воздействие на наш микрорайоноказывает железнодорожный транспорт. Скорее всего, это связано с тем, что нашмикрорайон – крупнейший железнодорожныйузел Юго – Восточной железной дороги.
Информационные ресурсы: Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256 с.: ил. – (Экскурсии в природу).Маслов Н.Н., Коробов Ю.И. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1996. 238 с.Павлова Е. И. Экология транспорта: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 2000. 248 с.Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 114 с.:ил.