Автор: педагог – психолог Тигашева Татьяна Александровна 900igr.net
План I часть – теоретическая Вступление Коммуникативная игра Работа в подгруппах Домашнее задание
План II часть – практическая Мастер – класс (педагог – психолог). Представление современной парциальной программы «Я – человек» » С.А. Козловой (домашнее задание). Представление педагогического опыта «Социально – личностное развитие дошкольников посредством игры». Рефлексия
Работа в подгруппах 1.Дать определение понятий: личность, социализация, развитие личности, социально – личностное развитие ребенка. 2.Условия социально – личностного развития дошкольников.
Основные понятия Личность - это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития (Л.И. Божович). Развитие личности- последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности. Социализация— процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Основные понятия Интериоризация – процесс, в результате которого ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, процесс становления социального в индивидуальное ( Л. С. Выготский). Социально-личностное развитие – процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.
Социально – личностное развитие – это развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром.
условие Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.
Условие Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.
Условие Социально- личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
ФГТ в сфере дошкольного образования Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
Задачи в младшем дошкольном возрасте: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
Задачи в среднем дошкольном возрасте: развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
Задачи в старшем дошкольном возрасте: обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.
Процесс социально – личностного развития включает в себя виды деятельности: Игровая Исследовательская Изобразительная Предметная Наблюдения Коммуникативная Проектная Конструктивная
Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений
Изобразительная позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире
Наблюдение обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства
Коммуникативная объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке
Проектная активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности
Конструктивная дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.
Вывод: Социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.
Домашнее задание: 1.Изучение и анализ парциальной программы: «Я – человек» С.А. Козловой на предмет соответствия ее ФГТ, с целью наиболее полной и качественной реализации требований в области социально-личностного развития дошкольников. 2. Представить педагогический опыт: социально – личностное развитие дошкольников посредством игры (подвижной, театрализованной, сюжетно – ролевой, оздоровительных).
Спасибо за внимание!