Использование скороговорок в развитии речи и исправлении её дефектов у детей старшего дошкольного возраста Индивидуальная исследовательская работа учащегося Чернобрывка Елизавета Вадимовна, учащаяся 11 класса МОУ СОШ имени А.С. Попова Швыркин С. Н., к. с.-х. н., ст. преп. каф. агрохимии РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, учитель биологии МОУ СОШ имени А.С. Попова. 900igr.net
Актуальность Борьба с дефектами речи и повышение адаптации детей в информационной среде всегда являлась актуальной задачей человечества. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Новизна Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Но до сих пор не до конца выяснены особенности воздействия скороговорок на детей с разным характером и общительностью, не определена роль их и в улучшении восприятия текста. Цель работы: определить место и особенности воздействия скороговорок в развитии речи и исправлении её дефектов у детей старшего дошкольного возраста.
Свою работу мы строили на следующих основных принципах: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; на интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, различные игры); на активном включении в речевую игру-беседу детей; на использовании развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.
Методы исследования Прежде чем приступать к работе с детьми мы должны были обследовать речевое развитие детей 5-7 лет (табл. 1, 2). Обследование речевого развития детей дошкольного возраста предусматривает выявление навыков связной речи, объема словарного запаса, произносительных навыков, фонематического слуха и восприятия. Обследование проводилось в игровой ситуации. Вопросы для беседы были подобраны с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей.
План работы с детьми: 1) Речевая гимнастика. Целью упражнения на развитие речевого дыхания является выработка длительной направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения многих звуков; 2) Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастик является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем; 3) Постановка звука; 4) Отработка звука (закрепление произношения с помощью скороговорок).
Основные результаты Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и показателям. Кроме индивидуальных занятий, детям предлагались разные игры со скороговорками. Мы использовали их для более эффективного результата. Игры предлагалась всей группе детей (двадцать пять человек).
Таблица 2. Результаты обследования речевого развития детей № п/п Лексический запас Грамматический строй Звукопроизношение №1 5 лет. Ребенок быстро вступает в контакт. У него количественный запас существительных, глаголов, прилагательных соответственно возрасту, он грамотно использует их в своей речи. Ребенок, верно, использует падежные формы существительных, умеет согласовывать прилагательные, числительные с существительными, образовывать притяжательные прилагательные от существительных направленно: чей домик? – лисий. Активно использует слова с уменьшительным ласкательным значением: дерево – деревце. Дефект выражается в нарушении произношения звука «л» (ламбдацизм) №2 4г. 10мес. Ребенок с трудом вступает в диалог. Немного замкнут, говорит лишь отдельными словами, дает односложные ответы. Количественный запас существительных, глаголов соответственно возрасту. Прилагательные использует мало. Верно, использует падежные формы существительных, согласовывает прилагательные и числительные с существительным. Не умеет образовывать притяжательные прилагательные от существительных. С трудом использует слова с уменьшительным ласкательным значением. Дефект выражается в произношении звуков. «с, с”, ш з, з”, ж ц, щ » Мы будем работать над звуками «с, с”» (сигаматизм) № 3 4г. 11мес. Ребенок хорошо ориентируется в окружающей действительности. Активно использует глагол, прилагательные, существительные Использует с ошибками падежные формы существительных, неверно согласовывает их с прилагательными, активно использует слова с уменьшительным ласкательным значением. Дефект выражается в нарушении произношения звука «л”» (ламбдацизм) №4 4г. 9мес. Ребенок общительный, легко вступает в контакт со своими сверстниками и взрослыми. Лексический запас соответствует возрасту. Верно, использует падежные формы существительных, согласует прилагательные и числительные с существительными. С некоторыми ошибками использует ошибки с уменьшительным ласкательным значением. Дефект выражается в произношении звука «ц» №5 6лет 6мес. Ребенок коммуникативный. Хорошо владеет речью. Грамотно использует глаголы, прилагательные, существительные. Грамотно использует необходимые грамматические формы, использует слова в нужном падеже. Согласовывает прилагательные, числительные с существительным, образовывает притяжательные прилагательные от существительных. Дефект выражается в нарушении произношения звука «л» (ламбдацизм) №6 6лет 10мес. Ребенок замкнут, с трудом общается со сверстниками, словарный запас его скуден, не соответствует возрасту. Ребенок использует необходимые грамматические формы, но с трудом описывает действие, которое ему демонстрируют. Путает падежные формы существительных, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительными с существительными. Дефект выражается в нарушении произношения звука «с, с”» (сигаматизм) №7 7лет Ребенок активен, хорошо владеет речью, грамотно использует глаголы, прилагательные, существительные. Грамотно использует необходимые грамматические формы. Дефект выражается в нарушении произношения звука «к»
На первый взгляд казалось, что скороговорка – чисто развлекательная игра (ведь неумение произнести быстро предложение и нелепая ошибка оговорившегося вызывает смех), однако это не так. Уже после нескольких дней занятий темп речи детей при произнесении скороговорки увеличивается, ребенок четче произносит звуки, обогащается словарный запас. Ведь многие слова для ребенка были незнакомы. Дети, которые активны, быстро вступают в контакт, легче усваивают новый материал, поэтому с ними (№ 1, 7, 4) проблем не возникло. Через две недели проблемы произношения звуков не было.
С детьми более замкнутыми (№ 2, 6) очень долго налаживался контакт, после долгой, трудоемкой работы, моей, логопеда и воспитателя, удалось исправить сигматизм, особую роль в этом сыграли скороговорки. Дети (№ 3, 5) с ломбадацизмом благодаря нашей работе улучшили показатели в среднем за 11-12 дней. В целом, использование скороговорок помогло 56% детей заметно исправить дефекты своей речи уже в течение месяца, обогатило словарный запас и улучшило показатели беглости чтения. Достижению стабильного результата в исправлении дефектов речи детей дошкольного возраста помогло использование скороговорок в сочетании с дыхательной гимнастикой по Стрельниковой и артикуляционными упражнениями.
Рис. 3. Итоги логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Рекомендации и предложения по использованию методики Методика может быть с успехом использована в детских садах и начальных классах школы для исправления всех основных дефектов речи детей. С некоторыми дополнениями и ограничениями методику можно применять для обогащения словарного запаса усиления понимаемости лексического значения слов и исправлении дефектов речи в специализированных детских садах и начальных школах у детей с умственными отклонениями и задержками в развитии. Скороговорки целесообразно сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастикой, а логопедический сеанс с детьми проводить в игровой форме.
Выводы Скороговорки влияют на развитие и исправление дефектов речи детей, но при этом необходима усиленная работа не только логопеда, но и воспитателя, а самое главное родителей. 2. Скороговорки дают наибольший эффект при логопедическом сеансе игровой формы с предварительным использованием речевой артикуляционной и дыхательной гимнастик.