Сборник артикуляционных упражнений.
Введение Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!
Упражнения для речевого дыхания Техника выполнения упражнений:воздух набирать через нос плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Упражнения для речевого дыхания футболСкатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. ветряная мельницаРебенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. снегопадСделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. листопадВырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. бабочкаВырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). корабликДуть плавно и длительно на бумажный кораблик. одуванчикПредложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха). шторм в стаканеПредложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Упражнения для верхних дыхательных путей «Весёлое лесное путешествие»
Паровоз привез нас в лес.Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!Там полным-полно чудес.Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (ходьба с согнутыми в локтях рукамиудивленно произносить «м-м-м» на выдохе,одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет задорный еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!Где же носик? Не поймешь.Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! (низко наклониться, обхватив руками грудь –свернувшийся в клубок ежик)
Вот веселая пчела детям меда принесла.З-з-з! З-з-з!Села нам на локоток,З-з-з! З-з-з!Полетела на носок.З-з-з! З-з-з!(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчёлку ослик испугал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!На весь лес он закричал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,Гуси ослику гудят:Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!Устали? Нужно отдыхать,Сесть и сладко позевать.(медленная ходьба, руки-крыльяподнимать на вдохе, опускать со звуком,Садятся на ковер и несколько раз зевают,стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарати деятельность головного мозга)
Упражнения для языка
«Блинчик» улыбнутьсяприоткрыть ротположить широкий язык на нижнюю губу
«Чашечка» улыбнутьсяшироко открыть ротвысунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (приподнять кончик языка)
«Грибочек» улыбнутьсяприсосать широкий язык к нёбу
«Киска» губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубывыгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
«Маляр» губы в улыбкеприоткрыть роткончиком языка погладить(«покрасить») нёбо
«Качели» улыбнуться открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние зубы
«Лошадка» вытянуть губыприоткрыть рот поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)
«Чистим зубки» улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутреннейстороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы
Упражнения для губ
«Заборчик» улыбнуться, с напряжениемобнажив сомкнутые зубы
«Поймаем мышку» губы в улыбкеприоткрыть ротпроизнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
«Окошко» широко открыть рот – «жарко»закрыть рот — «холодно»
«Дудочка» с напряжением вытянуть вперед губы зубы сомкнуты
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков ш, ж, ч, щ.
«Вкусное варенье» улыбнутьсяоткрыть ротшироким языком в форме «чашечки»облизать верхнюю губу
«Гармошка» улыбнутьсясделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
«Месим тесто» улыбнутьсяпошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя... »покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
«Часики» улыбнуться, открыть роткончик языка (как часовую стрелку)переводить из одного уголка рта в другой